ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСРВ Шамсутдинова Т.М.
Понятие дидактических принципов С общепринятой точки зрения, дидактические принципы обучения – это основные предписания, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями.
Основные дидактические принципы традиционной системы образования: научности обучения; системности; связи теории с практикой; сознательности обучения; единства конкретного и абстрактного; доступности; прочности знаний; соединения индивидуального и коллективного.
Дидактические основы электронных образовательных ресурсов Дидактические принципы ОбщепедагогическиеСпециальные
Принцип модульности Каждый отдельный модуль создает целостное представление об определенной предметной области и состоит из основных учебных элементов.
Структура учебного модуля Модуль Цели изучения модуля Теоретический блок Задачный блок Контролирующий блок Методический блок
Принцип эргономичности Подразумевает создание курсов дистанционного обучения с учетом соответствующих эргономических требований: допустимого объема модуля, количества строк на экране, размера шрифта, соотнесения цветов в цветовой модели оформления и др.
Принцип идентификации пользователей Связан с отсутствием очного контакта между преподавателем и студентом. Может быть реализован за счет использования аппаратно- программных средств распознавания личности.
Принцип защиты используемой информации Включает ряд вопросов, связанных с обеспечением информационной безопасности электронного обучающего ресурса: защиту информации от несанкционированного доступа, защиту целостности сведений при их передаче по сети, защиту авторских прав.
Принцип учета стартового уровня образования Связан с необходимостью наличия так называемых «стартовых знаний» у обучаемых, т.е. определенных предметных знаний и навыков, в том числе и в области компьютерных технологий.
Принцип интерактивности Может быть реализован в виде подсистемы «обратной связи» путем использования разнообразных сетевых телекоммуникационных технологий – электронной почты, форумов, видеоконференций и др.
Общепедагогические дидактические принципы образования: научности, системности и последовательности в обучении; сочетания абстрактности мышления с наглядностью; доступности; сознательности и самостоятельности обучающихся при руководящей роли преподавателя; творческой активности обучаемых; прочности овладения содержанием обучения; соединения коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении; гуманизации обучения; связи обучения с профессиональной деятельностью.
Специальные дидактические принципы электронных образовательных ресурсов: модульности; эргономичности; интерактивности; идентификации обучаемых; обеспечения безопасности и защиты используемой информации; учета стартового уровня образования; гибкости и динамичности обучения.
К.Д.Ушинский «…Самые эти правила не имеют никаких границ: все их можно уместить на одном печатном листе, и из них можно составить несколько томов. Это одно уже показывает, что главное дело вовсе не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают…»