Волшебство в сказках братьев Гримм. Авторы: Филякина Наталия Сергеевна, Калинина Ксения Александровна.
Творческое название проекта: Волшебство в жизни и в сказке.
Аннотация проекта: Проект предоставляет возможность более подробно изучить творчество братьев Гримм, творчески подойти к анализу их сказок. При изучении произведений учащиеся учатся понимать категории добра и зла, определять их в различных ситуациях; учатся анализировать и обобщать информацию; формируют свою нравственно-эстетическую позицию. Проект предназначен для учащихся классов (общеобразовательной программы).
Дидактические цели проекта: Сформировать нравственно-эстетическую позицию ученика (понимание нравственного смысла сказки, поступков, характеров героев, умение их оценивать); сформировать умение связывать и оценивать мотивы и поступки персонажей сказок, а на основе этого – реальных людей; сформировать умение оценивать и анализировать поступки окружающих. Развитие образного мышления, навыков анализа.
Методические задачи проекта: Научить оценивать личностные качества персонажей; Сформировать умение анализировать и понимать поступки героев; Находить связь между сказкой и жизнью, применять полученные знания на практике.
Учебные предметы: Литература, Обществознание, Информационные технологии Участники проекта: Учащиеся 5-6 классов (внеклассное чтение)
Основополагающий вопрос: Как стать волшебником? Вопросы учебной темы: Образы волшебников в сказках. Как раскрывается волшебство в жизни и в сказке? «По поступкам – награда».
Предмет исследований: Исследования ведутся по следующим сказкам братьев Гримм: 1. «Белоснежка и семь гномов»; 2. «Золушка»: 3. «Шиповничек»; 4. «Хрустальный шар».
Этапы и сроки проведения проекта: Понедельно проводиться работа над сказками: 1 неделя: «Белоснежка и семь гномов»; 2 неделя: «Золушка»; 3 неделя: «Шиповничек»; 4 неделя: «Хрустальный шар». Каждой группе даются рекомендации по анализу произведений; применяется метод творческого чтения; ставятся инсценировки; ведется работа с родителями (классный час на тему: «есть ли волшебство в жизни»).
Формы предоставления учащимися результатов исследования Презентации по проблемным темам или же по проблемам самостоятельных исследований
Презентации детских работ. Сказка «Белоснежка и семь гномов». Образы волшебников Волшебное зеркальце Семь волшебных карликов - помощников Мачеха – злая колдунья Второй этап стремления к божественной красоте: ТРИЕДИНСТВО: Готовит ядовитый Гребень, причесывает Белоснежку, яд начинает действовать Варит «ядовитое- преядовитое зелье», опускает в него яблоко, Белоснежка надкусывает и засыпает вечным сном Божественная Красота Продает шнурки, шнурует лиф быстро и туго, что «…Белоснежка задохнулась…»
Презентации детских работ. Волшебники в сказках. Добрые волшебники: 1. 1.Белая птичка 2. 2.Голубки – помощники 3. 3.Ореховое деревце добрых волшебниц добрых гномов - помощников Волшебники «золотой середины»: 1. 1.Волшебник, заколдовавший королевну 2. 2.Волшебное зеркальце Злые волшебники: 1. 1.Злая ведунья 2. 2.Колдунья, не доверявшая своим детям 3. 3.Мачеха – злая колдунья
Дидактические материалы. Таблицы; Тексты (сказки братьев Гримм); Учебные пособия (учебники, критическая литература).
Методические материалы. Сценарии к инсценировкам сказок: 1. «Белоснежка и семь гномов»; 2. «Золушка»: 3. «Шиповничек»; 4. «Хрустальный шар».
Критерии оценки: Работы оцениваются по 3 направлениям: организация исследования; содержание исследования; оформление исследования.
Проблемы для самостоятельных исследований: Как перенести волшебство из сказки в жизнь? (работа над категориями волшебства на основе сказок) Как стать волшебником? Образы волшебников в сказке. Какое волшебство ты выберешь? Есть ли у героев сказок выбор жизненного пути или их судьба предрешена?
Информационные ресурсы: Тексты сказок Братьев Гримм (Золушка, Хрустальный шар, Белоснежка и семь гномов, Шиповничек) «Для людей всего дороже в этом мире доброта»: Литературный час для младших классов/ Сост. Н.П.Белова. – Иркутск: Изд. Иркут. обл. дет. б-ки им. Марка Сергеева, с. «Сказок мудрые уроки»: Методические материалы по творчеству С.В.Волковой – Иркутск, – 280с. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой.- М.: Издательский центр «Академия», с. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. – М.: Мир, – 240с. Лорейн Г. Как развить невероятные способности памяти. – М.: ЗАО «Покупки на дом», с.