РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.
ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Включает примерные программы учебных предметов учебного плана
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Рабочая программа – нормативно- управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Исходными документами для составления рабочих программ учебных предметов являются: Закон «Об образовании»; Федеральный государственный образовательный стандарт; Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта; Основная образовательная программа начального общего и основного общего образования образовательного учреждения; Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
ЦЕЛЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ максимальная реализация специфики образовательного учреждения за счет планирования, организации и управления учебным процессом по определенной учебной дисциплине: а) расширения тем (возможно, как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету); б) внесения дополнительных тем (возможно как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету); в) углубления тем (возможно только за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ); г) изменения логики освоения содержания материала; д) уменьшения количества часов на изучение материала по предмету.
ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса данного учреждения и контингента обучающихся; Практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении учебного предмета классом в учебном году.
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ составляются на основе: а) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования; б) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ; в) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне). г) в случае, если примерная, авторская программы и соответствующий учебно-методический комплект отсутствуют, рабочая программа составляется на основе учебной литературы (для рабочих программ по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам). В данном случае рабочая программа составляется учителем самостоятельно, и в дальнейшем, после прохождения апробации (2 года), наличия внешней рецензии и опубликования в профильном (предметном) издании (журнале/газете) может считаться авторской.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составляется на один учебный год или на ступень обучения (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование) с последующей корректировкой. может быть единой для всех учителей данного предмета, работающих в образовательном учреждении, или индивидуальной. является обязательным документом для административного контроля полного освоения содержания учебного предмета обучающимися и достижения ими планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях. образовательное учреждение в соответствии с п. 2.7 ст. 32. Закона РФ «Об образовании» самостоятельно разрабатывает Положение о рабочей программе учителя
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ! Законом не определены требования к рабочей программе Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с Примерной программой по предмету. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса. Таким образом, рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ определяется Положением о рабочей программе учителя образовательного учреждения на основе следующих подходов: структура рабочей программы может соответствовать структуре примерной образовательной программы по учебному предмету; рабочая программа, разработанная в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и представленная учебно-методическими комплексами, может использоваться без изменений; образовательное учреждение вправе самостоятельно определить структуру рабочей программы учителя для всех работников школы; образовательное учреждение в локальном акте может предоставить право учителю определиться со структурой рабочей программы.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ на основе требований федерального государственного образовательного стандарта должна иметь обязательные компоненты: титульный лист; пояснительная записка (общая характеристика учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане, описание цели и ценностных ориентиров содержания учебного предмета); содержание учебного предмета, курса с указанием планируемых результатов и системы оценки индивидуальных достижений обучающихся; календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ В титульном листе указываются: полное наименование образовательного учреждения; наименование «Рабочая программа по______________ для _______ класса»; годы, на которые составлена рабочая программа; обязательные грифы «Утверждена приказом образовательного учреждения» (дата, номер), рассмотрена и рекомендована к утверждению органом самоуправления образовательного учреждения (методическим объединением учителей, методическим советом, педагогическим советом), дата, номер протокола.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В пояснительной записке конкретизируются: общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса; нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа, сущность внесенных изменений; место и роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы; особенности организации учебного процесса, обеспечивающие достижение планируемых результатов обучения; информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание учебного предмета, курса включает: наименование разделов учебной программы и характеристику основных содержательных линий; указания планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях к каждому разделу учебной программы; систему оценки планируемых результатов, выраженную в формах и видах контроля, в определении контрольно- измерительных материалов, в показателях уровня успешности учащихся («зачет/незачет», «хорошо/отлично», рейтинг, портфолио).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО (КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА Содержание учебно-тематического (календарно- тематического) планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся включает: порядковый номер урока (дату проведения урока); раздел учебной программы по предмету; тему урока (уроков); темы контрольных, практических, лабораторных работ; количество часов, отведенных на освоение программного материала; основные виды учебной деятельности.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ включает: печатные пособия; экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде); технические средства обучения (средства ИКТ); цифровые образовательные ресурсы; учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование; натуральные объекты; демонстрационные пособия; музыкальные инструменты; натуральный фонд.