Перечень документов библиотеки образовательного учреждения
Общие документы: 1.Положение о библиотеке образовательного учреждения 2.Паспорт библиотеки 3.Правила пользования библиотекой 4.Функциональные обязанности заведующего библиотекой и библиотекаря. 5.Годовой план работы 6.Анализ работы 7.График работы библиотеки 8.График работы сотрудников библиотеки
Учетно-финансовая документация: 1.Книги суммарного учета: художественного фонда, учебного фонда и электронных изданий; 2.Инвентарные книги учета художественного фонда; 3.Журнал регистрации и дублирования счетов и накладных; 4.Акты о проведении инвентаризации и проверок фонда; 5.Папка актов движения фонда (списание, передача и т.д.);
6.Копии бланков-заказов учебников за последние пять лет; 7.Журнал выдачи учебников по классам или индивидуальные формуляры; 8.Тетрадь учета книг, принятых взамен утерянных; 9.Тетрадь учета изданий в дар библиотеке; 10.Читательские формуляры.
Справочно-библиографический аппарат: 1.Каталоги – систематический (предметный), алфавитный; 2.Тематические картотеки; 3.Картотека учебников; 4.Банки данных, тематические подборки.
Планирование работы библиотеки образовательного учреждения СХЕМА ПЛАНА (основные блоки)
1. Задачи работы библиотеки на учебный год, согласно общешкольному плану.
2. Работа по пропаганде литературы и привлечению читателей: Привлечение читателей. Информационная работа библиотеки Пропаганда литературы согласно датам календаря. Формирование навыков по работе с книгой, ББЗ Работа по внеклассному чтению, предметным неделям Работа с активом читателей. Работа с педагогическим коллективом. Работа с родителями. (Дополнить своими пунктами работы)
3. Организация книжного фонда и каталогов: Работа с учебниками. Работа с фондом художественной литературы, оформление новых книг. Работа по очистке фонда. Организация СБА. Оформление подписки Организация санитарных дней. Дополнить своими видами работы
4. Взаимодействие с библиотеками города, другими организациями, работающими с книгой. 5. Повышение квалификации.
Рекомендации по составлению плана: Работ по планированию Лучше всего начать в апреле-мае уходящего учебного года. Необходимо будет учесть особенности своего ОУ: * режим работы ОУ : (школа полного продлённого дня, общеобразовательная школа, лицей, гимназия и т.д.) * учесть приоритетные направления работы ОУ, литературный календарь, предметные недели и т.д. Продумать какими формами работы Вы воспользуетесь. * решите, какие проблемы назрели у Вас в работе с учебниками и основным книжным фоном, необходимо ли списание, проверка фонда и т.д. * проанализируйте, что из плана уходящего года не удалось сделать. Это нужно будет перенести на следующий учебный год. * нет ли необходимости пройти в следующем учебном году курсы повышения квалификации, курсы компьютерной грамотности и т.д. Все эти вопросы необходимо продумать заранее, а затем приступать к работе над планом.
1. Работа над планом начинается с постановки задач на учебный год. Задача библиотеки состоит: в сопровождении образовательного и воспитательного процесса, в приобщении детей к ценностям мировой и отечественной культуры, в информационной работе по пропаганде книги (с использованием различных новых технологий) в формировании навыков работы с книгой, формировании критического мышления и информационной культуре учащихся. в поддержании в должном состоянии книжного фонда. (Дополнить своими пунктами)
2.Пропаганда книги и работа с читателями: организация наглядной пропаганды в стенах библиотеки, в школе, в кабинетах, информация о новых поступлениях в библиотеку; организация работы с книгой в рамках внеклассного чтения и в помощь проведению предметных недель, проведение занятий по пропаганде ББЗ, пропаганда литературы по датам литературного календаря, организация работы в каникулы, в дни Недели детской книги. индивидуальная работа с читателями (к написанию докладов, рефератов, составлению учебных проектов и т.д.). работа с читательским активом (по составленной программе занятий), работа с педагогическим коллективом школы, информация для педагогов, выступления на педсоветах, МО, совещаниях с анализом чтения и другими проблемами работы Вашей библиотеки.
3.Организация книжных фондов и каталогов: работа с учебниками, которая занимает большую часть рабочего времени библиотекаря оформление новых поступлений в книжный фонд, знакомство с новыми книгами работа с фондом: расстановка книг по ББК, проверка расстановки книжного фонда организация СБА библиотеки: каталоги, картотеки, тематические списки, справочный фонд работа по очистке фонда: списание устаревшей, ветхой и утерянной литературы организация и проведение проверки фонда (один раз в пять лет) оформление подписки на периодику организация санитарных дней библиотеки дополнить своими пунктами работы
4. Взаимодействие с библиотеками города, другими организациями, работающими с книгой. Планирование совместных мероприятий с: детскими и юношескими библиотеками. учреждениями дополнительного образования, художественными школами, клубами и т.д. научно-методическими центрами района, округа, города и т.д.
5.Повышение квалификации Необходимо один раз в пять лет повышать свою квалификацию на КПК или другими видами деятельности, иначе мы отстанем от последних задач сегодняшнего дня: курсы повышения квалификации в областном институте ПК участие в семинарах, совещаниях и круглых столах, организуемых для библиотек района и региона и т.д. самообразование - постоянное изучение профессиональной литературы и периодики: «Библиотека», «Школьная библиотека», «Библиотека в школе» и др.