Технология РКМ Автор Купцова Е.Ю.
Цель - Знакомство с системой образов, художественным своеобразием рассказа, выявление представлений автора о судьбе русской деревни. Методика - Работа в малой группе в технологии Развития Критического Мышления.
Соберите обиды и беды, выпавшие на долю героини рассказа. Опишите детали убого быта Матрены. Как отразилось бытие на внешнем облике и нраве Матрены? Дайте свое определение слова «праведник».
Воспоминания Л. Чуковской об А. А. Ахматовой. Запись устной оценки рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Удивительная вещь… Удивительно, как могли напечатать. Это пострашнее «Ивана Денисовича»… Там можно все на культ личности спихнуть, а тут… Ведь у него не Матрена, а вся русская деревня под паровоз попала – и вдребезги… Мелочи тоже удивительные… Помните – черные брови старика, как два моста навстречу друг другу?.. Вы заметили: у него скамьи и табуретки бывают то живые, то мертвые… а тараканы под обоями шуршат? Запомнили? Как далекий шум океана! И обои ходят волнами… А какая замечательная страница, когда он вдруг видит Матрену молодой… И всю деревню видит молодою, то есть такою, какая она была до всеобщего разорения…
Из статьи Н. Локтионовой «Не стоит село без праведника» Первоначальное (авторское) название рассказа – «Не стоит село без праведника» – несло в себе основную идейную нагрузку. А. Твардовский предложил ради публикации более нейтральное название «Матренин двор». Если оттолкнуться от широких понятий «колхозный двор», «крестьянский двор», то в этом же ряду будет и Матренин двор» как символ особого устройства жизни, особого мира. Матрена, единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, улыбчивая и общительная по нраву, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой двор. Так логически выстраивается ассоциативная цепочка: Матренин двор – Матренин мир – особый мир праведника. Но гибнет Матрена - и рушится этот мир: растаскивают по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
Гордиенко Т. В. «Особенности языка и стиля рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Напевность и мелодичность речи Матрены создается сочетанием современных и старинных русских слов и форм речевого выражения: летось, по-бывалошному, иззаботилась, закружавилось, не прихватил ли кто неуладкой чужую воду освяченную? Интересны также пословицы и поговорки, образные выражения, которых в рассказе немало: Умная выходит замуж после Покрова, а дура – после Петрова, ни к столу, ни к перилу эта работа, пошел он на войну и ни весточки, ни косточки, незнайка на печи лежит, а знайку на веревочке ведут, как родилась – не помню, как умру – не знаю. В начале рассказа особую атмосферу ладной жизни Матрены создают уменьшительно-ласкательные формы существительных: базарец, плотинка, мостик, дворик, оконца, сахарку, сальца, раздобыть сенца, пятнадцать соток песочка (о наделе земли, который выделил колхоз).
Перегруппировка. Пересказ в новой группе основных положений статьи.
Прослушивание песни «Другие времена» современного автора-исполнителя Тимура Шаова о судьбе деревенской женщины в наше время
Нарисовать краеугольные камни, на которых стоит Русский дом. Растолковать символику своего рисунка.
Случайна или закономерна гибель Матрены? Подобная судьба у меня вызывает… В чем состоит идея национального спасения по Солженицыну?