СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РК Кудайбердиев Темирхан Кожабаевич кандидат психологических наук, доцент психологии, проректор Карагандинского ИПКиПГСиРО
Нормы демократической дискуссии: Определить форму обращения друг к другу (по имени, имени-отчеству, на Вы, на ты,…) Правило поднятой руки Уважение мнения другого Не критиковать, а высказывать точку зрения Говорить коротко и по существу Не опаздывать Работать активно Не уходить от обсуждаемой темы Отключить сотовые телефоны Сохранять чувство юмора Применять санкции к нарушителям (анекдот, песня, танец, стихотворение, сценка и т.д. и т.п.)
Правила работы в малых группах В каждой группе участники должны выбрать: ведущего, который следит за тем чтобы выполнялись нормы демократической дискуссии и у каждого члена группы была возможность высказаться; секретаря, который будет вести записи по мере обсуждения и запишет результаты работы группы на большой лист бумаги для презентации; хранителя времени («тайм спикера»), который будет следить, чтобы группа уложилась в установленный заданием срок; презентирующего, который от имени группы представит остальным участникам результаты её работы
Психологическая служба образования – подсистема системы образования, целью которой является содействие образовательному учреждению в создании такой ситуации, которая обеспечивает позитивное развитие личности всех субъектов образовательного процесса. Психологическая служба образования является необходимой частью системы образования и в значительной степени отражает её актуальное состояние и формирует запросы на необходимые виды и способы её развития
МАТРИЦА SWOT-АНАЛИЗА Системы образования Республики Казахстан СИЛА Strength СЛАБОСТЬ Weakness ВОЗМОЖНОСТИ Opportunities УГРОЗЫ Threatening
осознание учителями системного подхода в педагогической профессиональной деятельности, что свидетельствует о целостном восприятии и проектировании социальной ситуации развития ребёнка, рефлексии своей функции в социуме; переход от ритуального исполнения методических канонов к построению своей педагогической концепции; ориентация педагогического проектирования на личность ученика, а не на функциональное выполнение им учебных операций; отказ учителя от монополии на знание безусловных истин (научных, политических, моральных, исторических, художественных и т.д.); преодоление авторитарности как своеобразного «учительского комплекса», проявляющегося в безаппеляционности, консерватизме, закрытости в общении, назидательности, морализировании, установке – «учитель всегда прав», и … утверждение в сознании учителя презумпции права ученика на инакомыслие, индивидуальность; отказ от однозначной ориентации учителя на «результат», под которым понимается обычно некий образец «модели поведения», и в соответствии с этим результатом корректируется поведение в «нужном» направлении, и … утверждение известной «процессуальности» учебно-воспитательной работы, необходимости организации жизни ребёнка в настоящем, самоценном периоде его бытия; осознание того, что изменения «объекта воспитания» возможно лишь через «самоизменение», а достижение мастерства – через своё «самоотрицание», через постоянный поиск нового; высокие требования к учителю обусловлены любовью родителя к своему ребёнку, а общества – надеждой на порядочность потомков.
неотработанность чётких идеологических ориентиров, способных обозначить цель и приоритетные направления образования; недостаточная практическая ориентированность содержания образования, его оторванность от реалий жизни, окружающей учащихся; невыявленность системы ценностей (национальных и общечеловеческих), положенных в основу образовательной деятельности; перегруженность программ и учебников учебными материалами; недостаточное внимание к формированию общеучебных умений; отсутствие принципиального единства в подходах к организации деятельности детских и молодёжных общественных организаций; разрушение системы трудового воспитания, что привело к практическому отчуждению учащихся от труда как средства воспитания в школе и семье; практическое игнорирование системы профессиональной ориентации школьников; фактическое отрицание идейно-политического воспитания и неудачная попытка подмены его гражданским образованием, компонентом которого рассматривается воспитание казахстанского патриотизма, что привело к «девальвации» значимости патриотического воспитания, как в школе, так и в обществе в целом; разрушение кружковой работы в школе и в нешкольных организациях (дворцов детского творчества, юннатов, юных техников, музыкальных школ, школ искусств, дворовых клубов, спортивных площадок и т.д.); недопонимание подлинной сущности поликультурного воспитания и «перекосы» в его организации привели к практическому игнорированию гражданской идентичности некоторой частью учащихся.
функциональная грамотность и допрофессиональная компетентность учащихся низкая; «у целого ряда детей и подростков, несмотря на многолетнее пребывание в школе не определяется социальная позиция»; недостаточная социализация школьника, неумение школы подготовить ребёнка к различным жизненным ситуациям, к самостоятельному выбору решения, к конструктивной работе в команде; недостаточная осведомлённость в вопросах истории и культуры своей страны, незнание своего родного языка приводит к маргинализации значительной части учащихся и отчуждает их от культуры своего народа; досуг учащихся школой практически не организуется; учитель казахстанской школы «превратился в чернорабочего, занимающегося не своим прямым делом, став при этом и моляром, и уборщиком, и плотником и прочим другим»; и возможно и в том числе и поэтому невысокий профессиональный уровень некоторых учителей, их психологическая неподготовленность к работе с детьми; отсутствует стратегия развития управления качеством образования; кадровая политика основана на формальных критериях, а не на фиксации продуктивности и результативности каждого работника систем образования и управления; управленцы не владеют современными технологиями и методами управления качеством образования.
РАЗВИТИЕ – эволюция – рост РАЗВИТИЕ – функционирование – воспроизводство РАЗВИТИЕ – возникновение того, чего раньше не было РАЗВИТИЕ – принципиальное изменение СУБЪЕКТ РАЗВИТИЯ ? РАЗВИТИЕ
Целесообразная деятельность Б. Анализ, рефлексия А. Функционирование В. Проектирование – работа с будущим Г. Исследование
Развитие и управление А – функционирование А+Б – расширенное воспроизводство А+Б+В – развитие А+Б+В+Г – управление развитием Если мы не способствуем конструктивной работе с будущим, то Не работаем на развитие, если не Исследуем, то Не можем им управлять
Ценности образования: Философия – ………………………………………………… …………………………………………………………. Миссия - …………………………………………………………. Политика образования: Цель - ………………………………………………………….. Задача – ………………………………………………………. Средства – ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… Результат – …………………………………………………
Концептуальные положения современной казахстанской модели образования
I. Стратегия развития образования в РК (образовательная политика) Стабильное обеспечение базового образования Качество образования адекватностьэффективностьрентабельностьсправедливость СистемамониторингаИндикаторы (оценочные блоки) Требования «Правила игры»
Методология образования, ориентированного на результат – это методология проектного подхода – переход от доминирующей ориентации на возможности преподавателей и методистов к ориентации на образовательные потребности государства, общества и личности при проектировании содержания (программы) А) образовательного процесса, Б) методической, проектировочной и научно- исследовательской работы
1. Компетентностно-ориентированного образования (образования, ориентированного на результат). 2. Профилизации и профессионализации образования. 3. Элитарного образования (гимназической и лицейской компоненты содержания образования, школ для одарённых детей). 4. Инклюзивного образования, образования для детей с особыми образовательными потребностями. 5. Инновационных моделей и технологий организации учебно- воспитательного процесса и системы оценки его результатов (технологии дистанционного обучения, кредитно-рейтинговая системы, сетевой организации, «самопознания», социализации,…) 6. Механизмов социального партнёрства в образовании. 7. Инновационных моделей образования и механизмов повышения качества образования на селе (ресурсный центр, пансионат,…). 8. Инновационных моделей повышения квалификации, методической службы, ориентированных на результат (на основе опережающего реагирования на возникающие проблемы). 9. Управления качеством образования на принципах концепции всеобщего управления качеством. 10. Мониторинга результатов деятельности системы образования
1. Изучение разрывов в деятельности 2. Выявление образовательных потребностей 3. Формирование заказа на обучение 4. Планирование на основе заказа образовательной, методической, проектировочной и исследовательской деятельности 5. Проектирование программ, УМК, содержания: обучения, методической, проектной, исследовательской деятельности 6. Осуществление: обучения, методической, проектировочной, исследовательской деятельности 7. Оценка результатов: обучения, методической, проектировочной, исследовательской деятельности (оценка степени преодоления разрывов в деятельности и удовлетворения образовательных потребностей)
ЦенностиПолитика ФилософияМиссияЦелиСредстваРезультаты 3 Экзистенци- ализм Гуманизм Ребёнок-помочь осознать личное «Я»; -открыть способности ребёнка Индивидуа- льное обучение -осмысление знаний; -способность интерпретировать их; -самореализация 2 Прогресси- визм Реконструк- тивизм Общество, социальная эффектив- ность, компетент- ности -научить учиться; -размышлять; -решать проблемы; -воспитывать -творческие проекты; -активные методы; -интеграция; -новые предметы -способность решать проблемы; -анализ, оценка окружающей среды; -изменение общества; -компетенции 1 Перениализм Эсениализм Учебный предмет -научить через повторение; -всем дать одно и тоже качество -учебные предметы; -стандарты; -тесты -формальное знание; -нивелированное учебное содержание -человек-технократ университет
III. Индивидуальный прогресс каждого ученика В новой модели образования результатами тестирования В новой модели образования успешная школа – это не школа с хорошими результатами тестирования (оценка достижений) Школа успешна, если учащиеся с определённым уровнем развития достигают определённого прогресса (оценка индивидуального прогресса) (оценка индивидуального прогресса )
1. Тесты «на применение» - используются при определении межпредметных компетентностей, обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. 2. Рейтинговая модель - любой балл суммируется с предыдущими, а общая сумма определяет степень продвижения ученика по лестнице успеха. 3. Мониторинговая модель - фиксируется не только эффективность выполнения учебных заданий, но и то, какие качества личности и какие умения при этом развивались, и насколько они сформировались.
IV. Эффективная социально-деятельностная структура организации образования Учение учащихся (СУДУ) Общая миссия (цель) Акцент на учении Климат благо приятный для учения Общие ценности и убеждения Четкие цели Лидерство учителя Вовлечённость учащихся Физическое окружение (МТБ) Признание и стимулы, мотивация Положительное поведение учащихся Поддержка активности родителей Системати ческий контроль за успеваи мостью учащихся Высокий Уровень ожиданий Коллегиальность и профессиональ ное развитие учителей Адекватность целей учебных программ целям обучения
V. Программная цель развития образования – формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны. Переход на 12-летнюю модель обучения Задача развития образования - осуществление перехода на 12-летнюю модель обучения с обновлением содержания образования Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы. Астана. 2010г.
VI.Переход на 12-летнюю модель образования 1. Планируется разработать и внедрить новый стандарт 12-летнего образования, основанный на компетентностном подходе. 2. Смена образовательных стандартов связана с разработкой нового содержания образования. Базовый принцип нового содержания образования – создание в каждой школе гуманной образовательной среды, стимулирующей развитие нравственно-духовных качеств личности: самопознания, самоопределения и самореализации. Будет достигнут высокий уровень нравственно-духовной культуры в организациях образования и семьях. Все дети, учащиеся, студенты и педагогические работники будут владеть основами самопознания, развития общечеловеческих ценностей. 3. ГОСО будет ориентирован на результаты, обеспечивающие личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующие коммуникативные навыки, умения управлять информацией и технологиями, решать проблемы, предприимчивость и креативность. 4. В 2011 году будут обновлены ГОСО начального образования, разработаны учебные программы на основе компетентностного подхода основного среднего и общего среднего образования. 5. С 2015 года элементы опыта Назарбаев интеллектуальных школ будут внедряться в систему образования.
Компетенции: Субъектность Самоуправление Компетентности (освоенные способы деятельности) Знания, умения (действия), навыки (действия)
I. Развитие системы управления, ориентированного на результат II. Изменения в методике преподавания III. Изменения в деятельности учителя и ученика IV. Изменение позиции учителя V. Изменение требований к учащимся VI. Организационные изменения форм учебной деятельности VII. Использование учителем микросценариев VIII. Использование формирующей системы оценивания (индивидуального прогресса, уровня сформированности компетенций )
VII. Развивающая среда – 1.Совокупность социальных отношений, общего климата в организации образования, влияющих на мотивацию учения (субъект- субъектные отношения) 2.Установки и стиль отношений между учителем и учениками 3.Структура среды: количество и качество лабораторий, кружков, объединений, обществ, мастерских, секций, центров, ученическое самоуправление, …)
Догматическая среда характеризуется традицией, авторитетом, дисциплиной, порядком; добросовестностью, серьезностью, душевным равновесием, ощущением прочности и устойчивости; уверенностью в себе, в своей правоте, самоограничением, самоопределением, высокой нравственностью как навыком, благоразумием, доходящим до пассивности. Субъект, воспитывающийся и развивающийся в такой среде, зависим и пассивен (от руководителя, педагога, родителя). Идейная среда характеризуется свободным полетом, порывом, движением души; творчеством, энтузиазмом, проблемностью; доброй волей, моральным эстетизмом, терпимостью, взглядом в будущее; хрупкостью и неустойчивостью. Субъект, воспитывающийся в такой среде, активен и свободен в выборе своих действий и поступков, несет ответственность за них. Среда безмятежного потребления характеризуется душевным покоем, беззаботностью, чувствительностью; приветливостью, добротой, трезвостью; внутренним благополучием, ленью, консервативностью привычек. Субъект, развивающийся и воспитывающийся в такой среде, доволен тем, что имеет, неспособен к напряжению и борьбе, свободен, но пассивен. Среда внешнего лоска и карьеры характеризуется упорством холодного расчета, искусственной эксплуатации чужих ценностей, догматическими лозунгами, этикетом, ловкой саморекламой; ненасытным тщеславием, высокомерием, раболепием; недовольством, завистью, злобой. Субъект в такой среде начинает фальшивить, лицемерить и хитрить; при этом он активен, но зависим.
1.Педагогическая система Я.А.Коменского дает образец догматической образовательной среды пассивной зависимости; 2.Педагогическая система Ж.Ж.Руссо дает образец безмятежной образовательной среды пассивной свободы; 3.Педагогическая система И.Г.Песталоцци дает образец безмятежной образовательной среды свободной пассивности; 4.Педагогическая система Д.Локка дает образец карьерной образовательной среды активной зависимости; 5.Педагогическая система А.С.Макаренко дает образец карьерной образовательной среды активной зависимости; 6.Педагогические системы Я.Корчака и М.Монтессори дают образец творческой образовательной среды свободной активности.
Задачи: 1. Приобщение детей к духовным ценностям нашего народа, общечеловеческим ценностям. 2. Осмысление жизненных ориентиров. 3. Самореализация ребёнка. 4. Реализация программы духовно- нравственного образования «Самопознание».
МАТРИЦА SWOT-АНАЛИЗА готовности школьной психологической службы к реализации концептуальных положений современной казахстанской модели образования СИЛА Strength СЛАБОСТЬ Weakness ВОЗМОЖНОСТИ Opportunities УГРОЗЫ Threatening
служба обусловила гуманизацию системы образования; служба поставила и решает задачу: перехода от унифицированного образования к вариативному; от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития; к переориентации сознания учителя от школоцентризма - к детоцентризму; служба сформировала культуру обращения к психологу как к междисциплинарному специалисту; служба обеспечила разработку развивающих, коррекционных и компенсаторных программ; служба обеспечила проведение экспертизы и проектирование развивающей среды; появилась ассоциация практических психологов Казахстана; служба содействует гармонизации социально-психологического климата в организации образования; появились новые психолого-педагогические и медико- психологические периодические издания; этап экстенсивного строительства школьной психологической службы завершается; возрастает уровень требований к психологу.
В переходе от экстенсивной к интенсивной стратегии развития школьной психологической службы; Во внедрении программ общей психологической подготовки педагогических кадров; В разработке и сертификации разноуровневых программ повышения квалификации школьных психологов; В организации областного научно-методического совета по школьной психологической службе; В изменении квалификационных характеристик и нормативов труда школьных психологов
недостаточность заочной подготовки и переподготовки практических психологов; малодифференцированная подготовка практических психологов; невысокий уровень подготовки психологических кадров; дефицит квалифицированных психологических кадров; слабая скоординированность деятельности психологов с работой медиков, а службы с деятельностью психолого-медико- педагогических комиссий; не решаются вопросы социальной и профессиональной защиты практических психологов; не определён статус психолога в образовательных учреждениях; не разработан стандарт образования по практической психологии; нет положения о службе практической психологии образования; нет республиканской, областной и региональной службы практической психологии образования.
Дискредитация профессии практического психолога из-за недостаточной профессиональной компетентности, с одной стороны, и несоответствия предъявляемых к нему требований как к специалисту, с другой
1. Психологическая служба является частью системы образования, поэтому её основные задачи и функции должны исходить из миссии образования. 2. Психологическая служба образования как организационная структура с рядом профессиональных и отраслевых задач не сможет эффективно функционировать, если не будет выстроена связь между её отдельными уровнями.
1. Психологическое обеспечение развивающего компонента образования: мониторинг психологических составляющих образования; проектирование социально-педагогических и психологических условий; психологическая экспертиза учебных программ, пособий, состояния образовательной среды на соответствие поставленным развивающим задачам. 2. Психологическая помощь участникам образовательного процесса, сопровождение их в процессе решения задач образования и развития. 3. Активная и целенаправленная деятельность по развитию собственного кадрового, организационного, управленческого потенциала.
ПАРАДИГМА СОПРОВОЖДЕНИЯ
Ценности школьной психологической службы : Философия школьной психологической службы – ………………………………………………… Миссия школьной психологической службы - …………………………………………………………. Политика школьной психологической службы : Цель школьной психологической службы - ………………………………………………………….. Задачи школьной психологической службы – ………………………………………………………. Средства школьной психологической службы – ………………………………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………… Результат развития школьной психологической службы – …………………………………………………
– Философия – концепция образования, ориентированного на результат, компетентностный подход Миссия – помочь всем учащимся добиться более высокого уровня образования и развития Политика образования: – Цель – научить ребёнка самостоятельно учиться, размышлять, решать проблемы Задача – сформировать самостоятельную учебную деятельность ученика Средства – творческие проекты, интерактивные методы, интеграция, новые предметы, технологии, профильное обучение и т.д. Результат – эффективные (успешные) школы, компетентные учащиеся Стратегия развития образования в Республике Казахстан Ценности образования:
Ценности психологической службы: Философия психологической службы – психосинергетика, парадигма сопровождения Миссия психологической службы – обеспечение развивающего характера образования, т.е. создание психолого-педагогических условий для успешного становления и развития обучающихся Политика психологической службы: Цель психологической службы - содействие администрации и пед. коллективу в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся Задача психологической службы – психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение основых причин их возникновения, путей и средств их разрешения Средства психологической службы – мониторинг психологических составляющих образования; проектирование социально-педагогических и психологических условий; психологическая экспертиза учебных программ, пособий, состояния образовательной среды на соответствие поставленным развивающим задачам; психологическая помощь участникам образовательного процесса, сопровождение их в процессе решения задач образования и развития, развитие собственного кадрового, организационного, управленческого потенциала Результат деятельности психологической службы – успешное становление и развитие личности обучающихся
ПАРАДИГМА СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ?