Тропинин - один из основоположников романтизма в живописи России. Родился в семье крепостных В учился в петербургской Академии художеств, где сблизился с О. А. Кипренским и А. Г. Варнеком. В 1804 Морков вызвал молодого художника к себе; затем тот попеременно жил то на Украине, в селе Кукавка, то в Москве, на положении крепостного живописца, обязанного одновременно выполнять хозяйственные поручения помещика. Лишь в 1823 был окончательно освобожден от крепостной зависимости. Получил звание академика, но, отказавшись от карьеры в Петербурге, в 1824 поселился в Москве.
Тропинин Василий Андреевич в своих портретах стремился к живой, непринужденной характеристике человека (портрет сына, 1818; «А. С. Пушкин», 1827; автопортрет, 1846), создал тип жанрового, несколько идеализированного изображения человека из народа («Кружевница», 1823).
А. С. Пушкин на знаменитом портрете написан в стиле раннего творчества Тропинина, 1827 года : поэт, положив руку на стопку бумаги, как бы «внимает музе», вслушивается в творческую мечту, окружающую образ незримым ореолом.
Тропинин В. А. Портрет А. С. Пушкина Тропинин В.А. – Гитарист. 1823
Ранние портреты Тропинина, написанные в сдержанной красочной гамме, принадлежат к традиции века Просвещения: модель является в них безусловным и стабильным центром образа. Позднее колорит живописи Тропинина становится интенсивней, объемы обычно лепятся более четко и скульптурно, но самое главное - вкрадчиво нарастает романтическое ощущение подвижной стихии жизни, лишь частью которой кажется герой портрета. «Портрет Булахова»
Портрет и жанр Уже с раннего периода художник активно интересуется и бытовым жанром, создав большое количество рисунков и этюдов украинских крестьян. Жанр и портрет органически сочетаются в его полуфигурных «безымянных» картинах, самой известной из которых является миловидная «Кружевница» (1823), подкупающая своим наивным и сентиментальным обликом; тип девушки из низов становится лирическим олицетворением женственности. Тропинин не раз обращался к жанровому типажному, обычно повторяя такого рода композиции в нескольких вариантах (как и свои автопортреты).
Золотошвейка Пряха Конец 1800-х - начало 1810-х
Важную часть наследия Тропинина составляют его рисунки, в особенности карандашные портретные наброски, выделяющиеся острой характерностью наблюдений. Проник-новенная задушевность и поэтически- бытовой, гармонический лад его образов не раз воспринимались как специфическая черта старомосковской художественной школы. В 1969 году в Москве был открыт Музей Тропинина и московских художников его времени.
«Портрет неизвестного в халате с трубкой». Эта картина необычна по своей стилистике, она выделяется среди бытовых портретов, написанных художником в е годы. Резкий боковой свет выявляет выразительные черты лица портретируемого и придает образу некую романтичность, свойственную более ранним работам Тропинина.
Портрет П. М. Васильева с гитарой Масло Портрет С. М. Голицына. После Масло
Романтизм художника в портретах х годов обычно остается камерным и умиротворенно-«домашним» - даже там, где очевиден намек на сильное чувство, («Женщина в окне», чей образ был навеян поэмой М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша», 1841). Поздние произведения Тропинина свидетельствуют об угасании колористического мастерства, однако по-прежнему привлекают своей жанровой наблюдательностью, предвосхищающей страстный интерес к бытописанию, свойственный русской живописи 1860-х гг.
«Портрет купчихи Е. И. Карзинкиной в русском костюме» е годы. Архитектор К. А. Тон. Портрет работы В. А. Тропинина.
«Портрет неизвестного из семьи Голицыных». Этюд, 1820-е годы. Ямщик, опирающийся на кнутовище е годы.