Заседание 2 ШМО классных руководителей ГБОУ СОШ 18 Г. Москвы
Цели заседания: Рассмотрение современных форм деятельности классного руководителя по основным направлениям воспитательной работы. Отработка методического алгоритма мастер- класса. Формирование передового педагогического опыта.
План проведения заседания 1.Основные направления деятельности классного руководителя и современные формы воспитательных мероприятий. 2.Методика подготовки и проведения воспитательного мероприятия (мастер-класс классного руководителя 7 «А» класса Филиппова Ф.Г.) 3. Разное.
Форма проведения: мастер-класс Алгоритм технологии мастер-класса: 1.Презентация педагогического опыта учителем-мастером: кратко характеризуются основные идеи технологии; описываются достижения в работе; доказывается результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии; определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера. 2.Представление системы учебных занятий: описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии; определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям. 3.Проведение имитационной игры: учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися; слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии. 4.Моделирование: учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера; мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею; мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия 5.Рефлексия: проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
Основные направления деятельности классного руководителя и современные формы воспитательных мероприятий Метод – прием, способ. Форма – внешнее выражение какого-либо содержания, совокупность приемов и средств, которые выбирает педагог. Форма воспитательного мероприятия - ограниченная по месту и времени структура совместного взаимодействия детей и взрослых, позволяющая решить определенные воспитательные задачи.
Основные направления деятельности классного руководителя и современные формы воспитательных мероприятий Типы форм воспитательной работы по характеру субъекта организации деятельности (по Е.В. Титовой): Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая для отдыха, обучения, развития. Мероприятие – это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемая педагогом, с целью непосредственного воздействия на учащихся. Например, знакомство с произведениями искусства, с правилами дорожного движения, лекция на определенную тему, встреча, цикл лекций, приглашение специалиста, занятие по технике безопасности, прогулки, походы и т.д. Дело – это общая работа, важное событие, членам коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и себе.
Основные направления деятельности классного руководителя и современные формы воспитательных мероприятий Типы форм воспитательной работы по характеру взаимосвязи субъектов действия (по С.Д. Полякову): «Защита» каждая группа (каждый школьник) выступает, действует сама по себе, а объединяет участников только общая тема. «Эстафета» совместно-последовательная деятельность, группы (школьники) выступают, действуют в последовательности, определяемой сюжетом, сценарием, правилом. «Бой» соревнование между группами, школьниками, в частности взаимообмен заданиями (классический пример КВН), «Хеппинг»- одновременное взаимозависимое действие школьников, групп без зрителей. Примеры: карнавал, инсценировка, всеобщая ролевая игра.
Основные направления деятельности классного руководителя и современные формы воспитательных мероприятий Типы форм воспитательной работы по способу передвижения участников (Л.И. Уманский, С.П. Афанасьев): Статичные формы - представления (линейка, спектакль, концерт, просмотр кино-, видео-, телефильма; соревнование, лекция, фронтальная беседа, митинг, диспут, дискуссия, защита проектов) - организация пространства в них предполагает ярко выраженный центр внимания, характер действий участников определяется наличием выступающих и зрителей, даже если в ходе действия происходит обмен этими функциями. Методы: «демонстрация», «ритуал» и «диалог» (беседа). Статично-динамичные-созидание-гуляние (ярмарка (народное гуляние), представление в кругу, дискотека, вечер общения в импровизированном кафе, субботник (трудовая акция), изготовление выставки, газеты: подготовка к представлению, ситуационно-ролевая игра, продуктивная игра. Одного центра внимания нет, центры внимания разбросаны на площадке, и каждый участник может выбирать себе занятие по вкусу, либо центр внимания перемещается согласно алгоритму данной формы. Динамико-статичные»-путешествие (игра-путешествие, экскурсия, экспедиция, поход, парад или шествие).
Основные направления деятельности классного руководителя и современные формы воспитательных мероприятий Ценностно-ориентировочная деятельность: - «Займи позицию» (шкала мнений); - «Разговор при свечах»; - «Расскажи мне обо мне»; - « Портрет в анкете»; - «У зеркала»; - «Волшебный стул»; - «Этический тренинг».
Основные направления деятельности классного руководителя и современные формы воспитательных мероприятий Учебно-трудовая деятельность: - «Мозговой штурм»; - Интеллектуальные конкурсы, турниры, олимпиады; - Лекция вдвоем; - Дискуссия; - Генеральная уборка; - Субботник; - Рейды, трудовые десанты; - Репортажи с посещенных предприятий.
Основные направления деятельности классного руководителя и современные формы воспитательных мероприятий Спортивно-оздоровительная деятельность: - Спортивный праздник; - Малая олимпиада; - День Здоровья; - Встречи с медработниками; - Диспуты; - Презентации, выставки плакатов; - «Перекресток мнений».
Основные направления деятельности классного руководителя и современные формы воспитательных мероприятий Социально-коммуникативная деятельность: - Дебаты; - Вечера; - Встречи с интересными людьми; - «Круглый стол»; - «Открытый микрофон»; - «Социодрама»; - «Вертушка общения»
Основные направления деятельности классного руководителя и современные формы воспитательных мероприятий Художественно-эстетическая деятельность: - Фестиваль, смотр; - Концерт художественной самодеятельности; - Посещение музеев, выставок; - «Пять минут с искусством»; - « Погружение в эпоху»; - Выставки детского творчества; - Изготовление тематических коллажей.
Основные направления деятельности классного руководителя и современные формы воспитательных мероприятий Досугово-игровая деятельность: - Шоу-программы; - Игровые программы; - Диско-программы; - Деловые игры; - Походы выходного дня.
Модель создания новых форм воспитательной работы Типы форм ВР Комбинирован- ные Перенесен- ные из других отраслей Модифика- ционные Имеющие новое содержание Пути создания форм ВР Сочетание (соединения) нескольких уже известных форм Организацион ные формы психологичес- кой работы могут включаться в педагогичес- кий процесс Во всем известную форму вносится что- либо новое, оригинальное, необычное. Организация игр, КТД, мероприятий, имеющих новое содержание, новую информацию. Примеры форм ВР Классный час «Кодекс чести класса», экскурсия в лес «Конкурс лесных репортажей» Игры тренинги; драматизации; деловые игры; исследования. «Аукцион талантов»; «Воздушный хоккей»; «Поиск фантиков- диверсантов». Игра «Шоу- бизнес»; «Семья – семь Я»; «Кис-пресс»; «Синема».
Рекомендации: 1. Разработать сценарий одного воспитательного мероприятия с использованием современных форм, материалы представить в электронном варианте до Подготовить для публикации в сборнике несколько разработок воспитательных мероприятий классных руководителей школы до Принять участие в окружном фестивале внеклассных мероприятий. С по Активизировать участие классных руководителей в окружных методических конкурсах. В 2012/2013 уч.году.