Развитие системы электронного мониторинга как инструмента для принятия эффективных управленческих решений: организационно-управленческий аспект Н.П. Лыжина, директор Регионального центра развития образования
единой автоматизированной системе мониторинга сферы образования
Структура управления проектами модернизации образования до 2012 г. с ноября 2012 г. КС при зам.Губернатора ТО РСК Рабочие группы по направлениям МКС при зам.Губернатора ТО КС при ДОО ТО Координаторы по направлениям Региональный оператор Рабочие группы по направлениям Региональный оператор
РЕГЛАМЕНТ организации взаимодействия организационных структур управления реализацией национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на территории Томской области
5 Функции координаторов по направлениям Координация и контроль деятельности рабочих групп по направлениям Экспертиза обобщенных аналитических и отчетных материалов по направлениям Контроль за выполнением закрепленных показателей Экспертиза содержания и контроля достоверности закрепленных показателей, предоставляемых ОУ и МОУО Взаимодействие с региональным оператором, организационными структурами муниципального уровня и уровня ОУ
6 Функции регионального оператора Организация деятельности по реализации НОИ «ННШ» и ПМРСО на территории Томской области Взаимодействие с федеральным оператором, организационными структурами управления проектами всех уровней, Минобрнауки РФ Организация сбора аналитических и отчетных материалов от исполнителей всех уровней Подготовка сводных отчетов по итогам экспертизы, представление их в Координационный совет Запрашивает и получает от организационных структур информацию о ходе и результатах реализации проектов
7 Функции регионального оператора Организация работы операторов Контроль за соблюдение регламента, полнотой представления информации в системе электронного мониторинга Консультирование операторов в соответствии с инструктивными материалами Участвует в разработке НПА Организует семинары, совещания, иные мероприятия, Участвует в разработке направлений, информационном, экспертно- консультационном сопровождении проектов
8 Функции руководителей рабочих групп по направлениям Согласование деятельности рабочих групп с координаторами по направлениям Формирование аналитических и отчетных материалов по направлениям для Регионального оператора и координаторов по направлениям Консультирование организационных структур и операторов регионального, муниципального, школьного уровней Контроль выполнения и достоверности показателей. Взаимодействие с Региональным оператором, координаторами по направлениям муниципального и школьного уровней
9 Функции организационных структур муниципального уровня Персональную ответственность за выполнение и достоверность показателей, сроки занесения данных в мониторинг несет руководитель МОУО Подготовка и экспертиза аналитических и отчетных материалов, своевременное представление их Региональному оператору Экспертиза содержания и контроль достоверности показателей, представляемых ОУ муниципалитета Организация работы операторов муниципального и школьного уровней, обучение школьных операторов Взаимодействие с Региональным оператором, руководителями региональных рабочих групп, координаторами по направлениям
10 Функции организационных структур уровня образовательного учреждения Персональную ответственность за выполнение и достоверность показателей, сроки занесения данных в мониторинг несет руководитель ОУ Организация деятельности по реализации НОИ «ННШ» в образовательном учреждении Подготовка и представление отчетных материалов в организационные структуры муниципального уровня Контроль выполнения и достоверности показателей в ОУ, соблюдение регламента, обеспечение полноты информации Взаимодействие с организационными структурами регионального и муниципального уровня
11 Порядок взаимодействия организационных структур регионального и муниципального уровня Предоставление отчетных материалов муниципального уровня Региональному оператору – ежеквартально до 25 числа последнего месяца квартала Региональный оператор передает обобщенные данные на экспертизу координаторам по направлениям до 30 числа последнего месяца квартала Координационный совет не позднее 3 числа месяца, следующего за отчетным периодом, обсуждает отчетные материалы ДОО ТО предоставляет отчетные материалы в Минобрнауки РФ до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом Региональный оператор при необходимости вносит в отчетные материалы изменения, принятые Координационным советом
МОНИТОРИНГ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО МОНИТОРИНГ ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ОТСЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ ЗАРАБОТНЫХ ПЛАТ РАБОТНИКОВ ОУ МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ НОИ «НАША НОВАЯ ШКОЛА» МОНИТОРИНГ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ Разная выборка ОУ Автоматизированный ситуационный центр оценки качества образования
Региональный уровень Муниципальный уровень ОУ Автоматизированные расчеты Просмотровые формы Автоматизированные расчеты Просмотровые формы Не работают с инструментами! Только источник информации! Достоверность?! Использование данных в управлении!?
Основные ошибки при заполнении: Что нельзя делать: Оставлять ячейки в формах пустыми, должна стоять либо цифра, либо ноль, «да» или «нет» - иначе обсчет прекратится, исключение составляют реквизиты и гиперссылки на документ при выбранном пункте «нет»; Ставить про наличие документа «да» и не ставить реквизиты и ссылку на него; Писать суммы не в тыс.руб., а просто в рублях; Вставлять неработающие гиперссылки; Неправильно писать реквизиты документов. Правильное написание есть в красных подсказках в каждой форме. Не соблюдать сроки заполнения форм (хотя сроки генерации форм частенько просрочивает даже федеральный оператор)
Основные сложности при проведении мониторинга : - методические – недостаточная обеспеченность методическими материалами по показателям результативности; - организационные – часто меняются исполнители на местах; - технологические – на уровне муниципалитета и школы мониторинг носит часто экстенсивный (лишь количественный) характер; -человеческий фактор - невнимательность, ошибки, в том числе по незнанию -технические- низкая скорость Интернета
Факторы, влияющие на снижение достоверности: – недостаточная обученность муниципальных и школьных операторов; несогласованность в действиях расчетчиков и операторов; – недостаточность информационных инструментов системы (нет возможности обнаружения вероятных ошибок); – увеличение объемов отчетности, дублирование первичных показателей; - игнорирование руководителями ОУ ответственности за достоверность вводимых показателей
Кто он – оператор электронного мониторинга (один человек, группа лиц, структура и т.д) на уровне школы, муниципалитета и региона? Мера ответственности? Штатная единица, оплата труда, меры стимулирования (порицание, вознаграждение)? Оператор электронного мониторинга
осуществление «перекрестной проверки» данных и формирование на ее основе автоматизированных «инструментов»; формирование базы показателей на перспективу; доработка публичной части мониторинга; проектирование и разработка инструментов для работы ОУ с вводимыми данными (взаимосвязь мониторинга и оценки качества образования) Меры преодоления негативных факторов на уровне федерального оператора:
-Сверка базы образовательных учреждений (отв. МОУО) – до года -Организация и проведение обучающих семинаров для операторов муниципального уровня, в т.ч. вебинаров (отв. региональный оператор) -Организация обучения школьных операторов (отв. муниципальные операторы) -Разработка методических и инструктивных материалов (отв. региональный оператор) -Создание на сайте РЦРО в разделе «Наша новая школа» страницы «В помощь операторам электронного мониторинга» rtsro/nasha-novaya-shkola/ Меры преодоления негативных факторов на региональном и муниципальном уровнях: