Технология развития критического мышления Заседание ШМО естественно- математических дисциплин
главная цель европейской школы формирование критического мышления; формирование критического мышления; сохранить единое образовательное пространство. сохранить единое образовательное пространство. Объявлено на Болонском процессе Совета Европы
Толковый словарь Способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам Способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам
Критическое мышление есть мышление самостоятельное есть мышление самостоятельное начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать; начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать; мышление стремится к убедительной аргументации мышление стремится к убедительной аргументации информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом есть мышление социальное есть мышление социальное
Цель технологии Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучаемых в образовательный процесс.
Критическое мышление способствует: Взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми Взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми Облегчает понимание различных «взглядов на мир» Облегчает понимание различных «взглядов на мир» Позволяет обучающимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности Позволяет обучающимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности Создавать базу для новых типов человеческой деятельности. Создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
Социокультурный контекст основой является идея воспитания граждан открытого общества (учебный процесс связывается с жизненными ситуациями, решением тех задач, с которыми человек сталкивается в реальной жизни). основой является идея воспитания граждан открытого общества (учебный процесс связывается с жизненными ситуациями, решением тех задач, с которыми человек сталкивается в реальной жизни).
Технологический контекст модель из трех стадий: 1)Вызов – актуализация знаний обучаемых перед изучением новой темы; 2)Осмысление – поиск информации для решения поставленной задачи на стадии вызова; модель из трех стадий: 1)Вызов – актуализация знаний обучаемых перед изучением новой темы; 2)Осмысление – поиск информации для решения поставленной задачи на стадии вызова; 3)Рефлексия – размышление о том, что учащиеся узнали в процессе поиска изучения нового материала. 3)Рефлексия – размышление о том, что учащиеся узнали в процессе поиска изучения нового материала.
Методический контекст совокупность методик, включающих приемы по видам учебной деятельности независимо от предметного содержания (триединая основа технологии (вызов – осмысление – размышление) задает последовательную структуру занятия и определенное сочетание конкретных методических приемов).
Структура технологии Вызов (его присутствие на каждом занятии обязательно), позволяет: Вызов (его присутствие на каждом занятии обязательно), позволяет: Актуализировать и обобщить имеющиеся у обучающегося знания по данной теме или проблеме; Актуализировать и обобщить имеющиеся у обучающегося знания по данной теме или проблеме; Вызвать устойчивый интерес к изучаемой проблеме, мотивировать к учебной деятельности; Вызвать устойчивый интерес к изучаемой проблеме, мотивировать к учебной деятельности; побудить обучающегося к активной работе на занятии и вне его. побудить обучающегося к активной работе на занятии и вне его.
Структура технологии Осмысление позволяет: Получить новую информацию; Получить новую информацию; Осмыслить ее; Осмыслить ее; Соотнести с уже имеющимися знаниями. Соотнести с уже имеющимися знаниями.
Структура технологии Рефлексия позволяет оценить: Целостное осмысление, обобщение полученной информации; Целостное осмысление, обобщение полученной информации; Присвоение нового знания, новой информации учеником; Присвоение нового знания, новой информации учеником; Формирование у каждого обучающегося собственного отношения к изучаемому материалу. Формирование у каждого обучающегося собственного отношения к изучаемому материалу.
Ограничения использования технологии: Подготовка специального содержания текстов. Подготовка специального содержания текстов. Невысокий уровень сформированности у обучаемых умений самостоятельной работы. Невысокий уровень сформированности у обучаемых умений самостоятельной работы. Нехватка времени на занятии для прохождения всех трех стадий в обучении, что является непременным условием. Нехватка времени на занятии для прохождения всех трех стадий в обучении, что является непременным условием.
Используйте технологию развития критического мышления в своей работе, уважаемые коллеги!