Педагогический совет «Одаренные дети: проблемы, перспективы» Октябрь 2011 г.
Повестка: 1.Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы. Кожевникова Л.Я., заместитель директора школы по УВР 2.Диагностика одаренности. Панфилова Н.В., вожатая школы 3. Детская одаренность. Кожевникова Л.Я., заместитель директора школы по УВР 4.Работа с одаренными детьми на уроках химии. Ананьева Л.В., учитель химии 5.Реализация подпрограммы «Одаренные дети» на 2009 – 2014 гг. Кожевникова Л.Я., заместитель директора школы по УВР 6. Разное.
Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества. Инновационное развитие экономики, смена технологий, индивидуализация потребностей и глобальная конкуренция заставляет школу кардинально менять свой вектор развития: она должна готовить ребенка к профессиональной мобильности, к возможному переучиванию, инициативности и умению творчески смотреть на окружающий мир.
Неслучайно одно из пяти ключевых направлений президентской инициативы «Наша новая школа» направлено на выявление и поддержку талантливых детей. «…необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят».
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимся достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Типы образовательных структур для обучения одаренных детей ДОУ (детский сад «Сказка») МОУ Михайловская средняя (полная) общеобразовательная школа Учреждения дополнительного образования
Принципы обучения : принцип развивающего и воспитывающего обучения; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип учета возрастных особенностей. Генеральная цель обучения и воспитания: обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.
Приоритетные цели обучения детей с общей одаренностью развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь); создание условий для развития творческой личности; развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей); обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.
Подходы к организации образования Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания.
Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Проблематизация. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.
Методы обучения: проблемные; эвристические; исследовательские; проектные.
Формы обучения (урочные) Дифференциация в обучении Индивидуальное обучение Групповая организация обучения Малые группы
Формы обучения (внеурочные) Индивидуальная программа (дистанционное обучение, очно - заочные курсы) НОУ (олимпиады, конкурсы, фестивали, чемпионаты, игры) Факультативные занятия Курсы по выбору Элективные курсы Предметные кружки Каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы
«…каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они и стали знаменитыми». Блум
Если прав Сократ, утверждавший, что «нельзя научить, можно только научиться у того, кого ты любишь», то огромная роль в работе с одаренными детьми отводится личности учителя-профессионала. Только тот учитель способен приобщить учеников к учебно- исследовательской деятельности, кто сам ею занимается, кто понимает, что одаренный ребенок - это сокровище, это богатство государства, это элита общества.
Проект решения: 1.Каждому учителю целенаправленно формировать атмосферу для развития, вдохновения, поощрения, стимулирования, облегчения процесса развития творческих начал в своем ученике в процессе преподавания своего предмета. 2.Включить в план работы ШМО вопросы по изучению методических приемов и технологий, направленных на развитие интеллектуальных, творческих и исследовательских наклонностей у детей. 3.Продолжить работу над подпрограммой «Одаренные дети»
Учитель! Будь осторожен! Не ошибись! Не вреди! Будь надеждой для школьника! Дари себя детям! Знай, к чему стремишься! Постоянно ищи в ребенке богатство его души! Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!