Работа с одаренными детьми. Подготовка к олимпиадам.
«Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал.» Р.Н. Бунеев
Определение одаренности: Одаренность- генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии. (К.К. Платонов) Всякая одаренность есть непременно специальная одаренность к чему- нибудь одному… нет никакой «одаренности вообще», но существуют различные специальные предрасположения к той или иной деятельности. ( Л.С. Выготский)
Одаренные дети: имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда.
Цель работы с одаренными детьми. разработка и реализация системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одаренных детей.
Задачи: Создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей. Включение проблемы работы с одаренными детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и экспериментальной работы учителей. Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального развития одаренных детей как в учебном процессе, так и во внеурочное время. Создание условий одаренным детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности. Стимулирование творческой деятельности одаренных детей. Привлечение научного потенциала Вузов и научных учреждений к работе с одаренными детьми. Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям одаренных детей. Создание условий для привлечения учащихся к решению социальных и нравственных проблем школы, района, города, интересных и значимых для молодежи и подростков. Обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми.
Принципы работы с одаренными детьми. принцип дифференциации и индивидуализации обучения ( высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка); принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей; принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг ; принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ; принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Направления работы с одаренными детьми: Вовлечение детей в деятельность по интересам; Организация олимпиад, соревнований, конкурсов; Междисциплинарный подход, интеграция программ в процессе обучения; Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы; Развитие умений самостоятельно работать; Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов; Обучение творческим методам работы; Обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей; Поощрение высоких, нестандартных и содержащих новые идеи результатов.
Структура работы: Виды деятельности урочнаявнеурочная воспитательнаяметодическая Математические кружки Математические олимпиады Творческие проекты Летние математические школы Интеллектуальные игры и конкурсы Тематические классные часы Работа с родителями Работа с психологом Участие в семинарах Участие в профессиональных конкурсах Повышение квалификации учителя Уроки с применением НТ Использование занимательных заданий Использование творческих заданий Задания повышенной сложности Выявление творческих способностей
Этапы проведения олимпиад ШКОЛЬНЫЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Литература: Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. М.ВЛАДОС, 2000г. Бартенеев Ф.А. Нестандартные задачи по алгебре. – М.: Просвещение, Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа по математике в 6- 8 классах. – М.: Просвещение, Петраков И.С. Математические кружки в 8 – 10 классах. – М.: Просвещение, Холодная О.В. Методы работы с одаренными детьми. – Образование в современной школе, Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. – М.: Айрис пресс, Писаренко И.Б. Стратегия решения нестандартных задач. – Математика в школе, Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного проекта. – М., Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми /авт.– сост. Н.И. Панютина и др. – Волгоград: Учитель, – 204 с.