Подготовка к сочинению по картине В. А. Серова «Девочка с персиками» Цель урока: совершенствовать умение создавать письменное описание произведения живописи.
I. Слово о художнике В. А. Серов родился в Санкт-Петербурге. Отец его был известным композитором и музыкальным критиком, а мать – талантливой пианисткой. Царившая в доме атмосфера творчества, постоянные беседы родителей с известными писателями, художниками, музыкантами, актёрами, часто бывавшими в доме, оказали большое влияние на формирование художественной натуры мальчика, и уже в раннем возрасте он увлёкся рисованием. В девятилетнем возрасте В. А. Серов стал учеником И. Е. Репина, который так писал о своём ученике и друге: «В мастерской он казался старше лет на десять… Его беспощадность в ломке не совсем верных, законченных им деталей приводила меня в восхищение; я любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве. Да, это была натура!».
В двадцать пять лет Серов поступает в Петербургскую академию художеств, а по окончании её оказывается в Московском художественном кружке, руководителем которого был Савва Мамонтов, известный покровитель искусств. В Абрамцеве, подмосковном имении Мамонтовых, художником были созданы первые значительные произведения, особо важное место среди которых занимает картина «Девочка с персиками» (1887 год). Хранится картина в Государственной Третьяковской галерее. Государственной Третьяковской галерее
Знакомство с картиной Всё, чего я добивался, это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, вот как у старых мастеров.
Валентин Серов так отзывался о работе над этой картиной: «Всё, чего я добивался, это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, вот как у старых мастеров».
- Какое время года, какое время суток изображено на картине? Как вы это поняли? - Как вы думаете, чем занималась девочка, прежде чем оказаться за столом? - Как вы думаете, сколько лет девочке? Она ваша ровесница? - Что вызывает симпатию в девочке, изображённой на картине? - Какие краски использует художник, чтобы создать у нас праздничное настроение? - Рассмотрите внимательно картину и попробуйте описать, как художник изображает на картине солнечный свет: как солнце проникает в комнату, как освещает её, как отбрасывает блики и создаёт тень.
Обратите внимание, что под этой картиной не стоит краткой подписи, содержащей фамилию и инициалы, которая обычно сопровождает портреты. Как вы думаете, почему? Название этому портрету-картине дал другой замечательный художник - Игорь Грабарь. Увидев портрет на выставке, он воскликнул: «Девочка с персиками!» Этот художник рассказал в своих воспоминаниях о том, как была создана Серовым картина.
«Он [В. Серов] был несказанно очарован при виде старшей дочери Мамонтовых Веруши, которой уже давно не видел. Она так расцвела и похорошела, что он едва узнал её. Черноглазая, с румянцем во всю щёку, с копной густых каштановых волос на голове, она казалась старше своих лет, почти барышней, хотя ей не было ещё полных двенадцати лет. Серов сразу решил её писать – в том самом платьице, в котором увидал, -- в розовой кофточке, с чёрным бантом… Садясь в абрамцевской столовой против своей модели, Серов не был уверен, удастся ли ему выразить в своей картине то, что задумал. Ибо задумал он не просто портрет, а портрет-картину. Как ни восхищала его стоящая перед ним чисто цветовая задача, но ещё больше волновала его сама модель, ясные, чистые глаза чудесной русской девушки и весь её обаятельный образ. Серову эта задача удалась на славу: он создал одно из драгоценнейших произведений всей русской школы живописи».
- Подумайте и ответьте, для чего здесь пейзаж? Как он помогает раскрыть идею картины? -С какой целью художник выписывает предметы интерьера? - В чём прежде всего проявилось мастерство Серова-портретиста?
Словарная работа
Выписать из словарика эпитетов те слова, которые могли бы характеризовать черты лица девочки в тексте - художественном описании. брови –… взгляд –… волосы – губы загар – лицо – румянец –
Брови – длинные, изогнутые, вычерченные, чёрные; взгляд – внимательный, открытый, пристальный, прямой, спокойный; волосы – тёмные, густые, непокорные, непослушные, растрёпанные; губы – розовые, правильные, сомкнутые; загар – золотистый, лёгкий, нежный, ровный, свежий; лицо – смуглое, девичье, детское, живое, свежее, милое, прелестное, привлекательное, приятное, симпатичное, нежное, открытое, приветливое; румянец – лёгкий, нежный, розовый.
Краткое описание героини картины, данное Г. С. Арбузовым: «Смуглое лицо девочки с проступающим сквозь загар румянцем, живой взгляд её карих глаз, небрежно брошенные со лба непокорные волосы, спокойно, но так трепетно и живо лежащие на столе руки, неповторимая чистота тонов – всё это прелестно, всё оставляет глубокий след в душе каждого человека, любящего русское искусство».
Составление плана
I вариант I. История создания картины «Девочка с персиками». II. Образ Верочки Мамонтовой. 1. Внешний облик: а) общее выражение лица, взгляд; б) черты лица; в) поза; г) одежда. 2. Характер девочки. 3. Использование интерьера для раскрытия образа Верочки. 4. Роль пейзажа в создании образа и в выражении идеи картины: а) вид за окном; б) солнечный свет. III. Мастерство художника. IV. Настроение, которое создаёт картина.
II вариант I.В. Серов – замечательный русский портретист. Тема картины «Девочка с персиками». II. Образ Верочки Мамонтовой. 1. Внешний облик: а) общее выражение лица, взгляд; б) черты лица: волосы, лоб, брови, глаза, румянец, губы; в) поза; г) одежда. 2. Характер девочки. III. Интерьер (стол со скатертью, стулья, стены, фарфоровое блюдо, фигура игрушечного солдата). IV. Пейзаж на картине: вид за окном, солнечный свет. V. Настроение, которое создаёт картина.