26.4.11 Средневековая Русь Домонгольский период (989-1240 гг.) Киевская, Новгородская и Владимиро-Суздальская земли Выполнила: Кандалинцева Р.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Борисов Павел, Золотов Алексей 10 класс. Деревянная архитектура, которая восходит к Руси языческой Каменная архитектура, которая связана с Русью христианской.
Advertisements

Собор Святой Софии был построен в XI в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого был построен в XI в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого.
Prezentacii.com. Большие церкви Киевской Руси построенные после принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в.
Зодчество Зодчество это отрасль строительного искусства, занимающаяся художественной отделкой и возведением зданий в соответствии с законами красоты.
Архитектурные термины, характерные для храмового зодчества.
Церковь Бориса и Глеба в с. Кидекша. Церковь Бориса и Глеба в Кидекше была построена во времена правление Юрия Долгорукого, и обычно датируется 1152 годом.
1.Архитектура. -Отличия архитектуры XII – начала XIII в. от архитектуры Киевской Руси. -Храмы Юга Руси. -Храмы Новгорода. -Зодчество Владимиро-Суздальской.
Белокаменные памятники Владимира и Суздаля собирательное название, под которым с 1992 в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО фигурируют восемь памятников.
Архитектура Древней Руси вв.. Софийский собор в Киеве 1037г. Киево-Печерская лавра,1051г. Борисоглебский собор в Чернигове, 12в. Спасо - Преображенский.
Презентация к уроку (мировая художественная культура, 10 класс) по теме: презентация по МХК "Художественная культура Киевской Руси"
Зодчество Владимиро- Суздальской земли. Успенский собор.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ. АРХИТКТУРА КИЕВА Золотые ворота – главный вход в город с юго-запада, со стороны Византии. Золотые ворота.
Архитектура Владимиро- Суздальского княжества Автор: О.Р.Солодова МБОУ «Белокурихинская СОШ 1»
Архитектура Руси (средние века) Автор: преподаватель МХК М.В. Хлебникова МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Лебедёвка»
ПОДГОТОВИЛА УЧЕНИЦА 10 КЛАССА АБАЙДУЛИНА АЛИНА. Собор Святой Софии.
Церковь Покрова на Нерли. Церковь Покрова на Нерли (Покров на Нерли) храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся.
Выполнила: Бахтина Валерия КУЛЬТУРА РУСИ XII ВЕКА.
Архитектура Руси формировалась в IX – XIII веках на основании деревянного зодчества местного образца и византийских каменных храмов. Существовали величественные.
Подготовила Ученица 9 «А» класса Балаян Маргарита.
Презентация по окружающему миру ученицы 3-А класса средней школы 12 Лесиной Марии Спасо-Преображенский собор (г. Переславль-Залесский. Храмы Золотого.
Транксрипт:

Средневековая Русь Домонгольский период ( гг.) Киевская, Новгородская и Владимиро-Суздальская земли Выполнила: Кандалинцева Р.

Васильевская (Трёхсвятительская) церковь Киев гг. Не сохранилась. В 1930-е гг. снесена. Деревянная Васильевская церковь (древняя), возведенная Владимиром Святославовичем сразу после Крещения Руси на холме, где прежде размещалось капище шести богов. В ХII веке по указанию Святослава Всеволодовича "выросла" небольшая (17 м на 12 м) каменная церковь. Церковь Василия представляла небольшой, кубического типа, четырехстолпный одноглавый храм. План постройки почти квадратный, но благодаря значительно выдвинутым на восток апсидам несколько вытянут по оси восток запад. Равнослойная кирпичная техника кладки, использовался известковый раствор с примесью толченого кирпича. Кладка этого типа была распространена в Киеве во второй половине XII в. К средним лопаткам южного и западного фасадов примыкали значительного диаметра полуколонны. I. Киевская земля (три святителя - Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст)

Был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого в 1037 г. на площади, к которой сходились четыре дороги, ведущие в город. Софийский собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он окружён двухъярусной галереей, а снаружи ещё более широкой одноярусной. Центральный неф и трансепт значительно шире боковых нефов, образуя в интерьере собора четкий крест. Крестообразная композиция видна и снаружи храма. Нефы собора заканчиваются на востоке пятью алтарными апсидами. Собор имеет пирамидальную композицию. Цилиндрические своды, перекрывающие его центральный и поперечный нефы, ступенчато поднимаются к центру здания. Вид собора с юго-восточного угла Софийский собор. Киев г.

Центральный купол окружён четырьмя меньшими, а остальные восемь куполов ещё более маленького размера располагаются по углам собора. Барабаны куполов и апсиды имеют гранёную форму. Помимо окон, свободные участки стен украшены уступчатыми нишами и лопатками, расчленяющими поверхность стен в соответствии с расположением внутренних несущих столпов. Собор сложен в византийской технике из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), снаружи кладка была покрыта раствором- цемянкой Апсиды собора. Открытая древняя кладка

Золотые ворота. Киев 1037 г. Один из немногих памятников оборонного зодчества Киевской Руси периода правления Ярослава Мудрого. Золотые Ворота представляют собой крепостную башню с широким (до 7,5 м) проездом. Внутрь проезда выступают мощные пилястры, на которые опирались арки свода. Высота сохранившихся стен достигает 9,5 метров. Ворота были каменными. Строили их в технике смешанной кладки: слои камней перемежались с выравнивающими рядами плинфы. Венчает Ворота надвратная церковь Благовещенья, чтобы каждый путник, подъезжающий к Киеву, мог видеть, что это христианский град. Надвратная церковь в ходе реставрационных работ воссоздана как четырёхстолпный одноглавый храм с утопленными в толще стены апсидами, не выступающими из общего объёма фасада. В качестве архитектурного декора применены орнаменты из кирпича, характерные для искусства того периода. Со стороны поля перед воротами проходил ров шириной 15 метров и глубиной 8 метров.

Собор Успения Пресвятой Богородицы. Киев гг. (в обиходе «Великая церковь») главный соборный храм Киево-Печерской лавры, «богосозданный» прообраз всех монастырских храмов Древней Руси, усыпальница киевских князей. Заложен в 1073 году по инициативе Феодосия Печерского и построен за три года на деньги князя Святослава II Ярославича. Парадный фасад Успенского собора

Это шестистолпный крестовокупольный одноверхий храм с тремя нефами, которые с востока завершаются апсидами. Столпы имеют в разрезе форму креста. Подкупольное пространство очень широкое. Пропорции ширины к длине храма (2:3). Фасады украшены плоскими пилястрами с полукруглыми окнами между ними. Во внешнем декоре орнаменты из кирпича (меандровые фризы). Тыльная сторона Успенского собора

Троицкая церковь Киево-Печерского монастыря. Киев гг. Троицкая надвратная церковь в системе укреплений Киево-Печерского монастыря была построена над главным входом в монастырь на средства князя-монаха Николы Святоши - Луцкого князя Святослава, сына черниговского князя Давида Святославовича. Сама церковь находится на втором этаже над воротами. Массивные колонны разделяют интерьер церкви на три нефа, каждый из которых имеет апсиды сферической формы с восточной стороны (апсиды можно увидеть только изнутри внешние стены ровные). Несколько узких окон, прорезающих стены, и общий визуальный эффект устремленности вверх, создают ощущение возвышенной легкости. Общий вид

Западный фасад

Михайловская церковь Выдубицкого монастыря. Киев гг. Церковь Архистратига Михаила, построенная при Всеволоде. Это крестово-купольный храм с тремя приделами, построенный в технике утопленного ряда.

Собор Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря. Киев гг. Михайловский Златоверхий собор В 1108 г. в память победы русских над половцами, началось строительство главного собора новой обители собора во имя Архангела Михаила, предводителя небесного воинства. В 1113 году собор был освящен. Собор Архангела Михаила был построен в технике смешанной кладки, в которой чередовались ряды камня и плоского кирпича плинфы. Впервые в практике русского каменного зодчества купола собора были позолочены, за что он и получил наименование от восхищенных киевлян Златоверхий.

Михайловский Златоверхий собор С трех сторон собор окружают пристройки, а стены укреплены контрфорсами. Фасады храма украшены лепными украшениями наличниками и орнаментом. Фризы барабанов украшены оригинальными майоликовыми розетками.

Древняя церковь в Киеве, расположенная непосредственно к северу от Киево-Печерской лавры. Церковь Спаса возведена при помощи кладки со скрытым рядом. При такой кладке один ряд кирпичей углублялся больше, чем смежные, и замазывался штукатуркой. Этим приемом создавалась декоративная фактура стены с чередующимися темно- красными полосами кирпичей и розоватыми полосами известнякового раствора. Церковь Спаса на Берестове. Киев. Конец XI начало XII века.

Церковь Успения на Подоле ("Пирогоща"). Киев гг. Сооружение представляет собой небольшой трехнефный храм, увенчаный одним куполом.

Кирилловская церковь (церковь Святых Кирилла и Афанасия Александрийских). Киев ок гг. Шестистолпный православный храм, один из древнейших в городе. Это первая в Киеве церковь в типичной технике равнослойной кладки. Нартекс открыт в основное помещение, отделяясь от него широкой аркой. Подъем на хоры оборудован через лестницу в толще стены. Равнослойной кладке фасадов, возможно, не хватает нарядности, однако это компенсировано романскими элементами аркатурными поясками, полосами поребрики, двух- и трехступенчатыми амбразурами порталов. Применены крестовые своды.

Стены Кирилловской церкви покрыты живописью - фресками XII века

Основание памятника отмечено в летописи под 1144 г. Называлась она тогда церковью святого Георгия. Сохранилась почти целиком. Древняя кладка XII в. сохранилась. Три арочные ниши указывают на то, что храм служил усыпальницей. На стенах собора обнаружены граффити. Памятник относится к немногочисленной группе сооружений киевской школы первой половины XII в Георгиевский (Успенский)собор. Канев г.

Церковь Василия Овруч ок г. Сохранилась церковь Василия (конец XII века, приписывается зодчему Петру Милонегу). Это кирпичный 4-столпный крестово-купольный храм с 2 круглыми в плане башнями, примыкающими к западному фасаду.

II. Новгородская земля Софийский собор. Великий Новгород гг. Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке. С трех сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона) и скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича.

Николо-Дворищенский собор. Великий Новгород г. Он представляет собой обширную парадную постройку; это пятиглавый, шестистолпный, трёхапсидный храм с нартексом. Архитектурный декор фасадов Никольского храма сдержан и строг, они расчленены лопатками на прясла и завершаются простыми закомарами. Внутреннее пространство храма разделено шестью крещатыми в плане столбами на три нефа, из которых средний много выше боковых; каждый неф завершён подковообразной апсидой. В целом архитектура собора отвечает киевской архитектурной традиции начала XII века.

Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря. Великий Новгород гг. Вид с юго-запада Крестово-купольный шести столпный, со столбами крещатой формы, тремя световыми главами (одна из них над лестничной башней), тремя апсидами; первоначально - с хорами. К западному пряслу северного фасада примыкает полукруглая в плане лестничная башня; позднее пристроены одноярусные галереи с трех сторон. Растесаны окна, главы сменены на луковичные; с трех сторон пристроены галереи; уничтожены хоры; стесаны лопатки и углы столбов и интерьере

Георгиевский собор Юрьева монастыря. Великий Новгород гг. Собор крестово-купольный, шестистолпный, трёхнефный, имеет три алтарных апсиды. В соборе устроены хоры для присутствия на богослужении князя и его семьи. Георгиевский собор имеет смешанную кладку стен (сочетает каменные блоки и кирпич). Оригинальная кровля была позакомарной и покрыта свинцовыми листами, позднее её заменили четырёхскатной, сохранившейся до настоящего времени. Собор увенчан тремя асимметрично расположенными главами: главный купол венчает средокрестие, второй купол (внутри него располагался особый придел для уединённой монашеской службы) поставлен над квадратной лестничной башней, пристроенной к северо-западному углу собора сбоку от нартекса, а третья малая глава уравновешивает вторую.

Церковь Благовещения в Аркажах (на Мячине). Великий Новгород гг. Церковь Благовещения представляет из себя четырёхстолпную, однокупольную постройку. Выстроена с использованием известняковых плит, скрепленных цемянкой, и кирпича.

Церковь Спаса на Нередице. Великий Новгород г. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России. Средневековые фрески.

Церковь Петра и Павла на Синичьей горе (на Сильнищи). Великий Новгород гг. Сооружение построено из плинфы, скреплённой строительным раствором из извёстки и толчёного кирпича. Храм крестово-купольный, с тремя апсидами, четырьмя столпами и одной главой. В западных угловых компартиментах расположены приделы "на полатях", соединенные деревянным настилом; лестница в западной стене

Церковь Параскевы-Пятницы на Торгу. Великий Новгород г. Церковь представляет собой крестовокупольную, трёхнефную, четырёхстолпную постройку с одной главой и тремя апсидами. Крестообразная постройка с шестью столбами. Четыре из них круглые, что совершенно нетипично для новгородского строительства. У храма три апсиды, из которых центральная выступает намного дальше на восток, чем другие. К основному объему Пятницкой церкви с трех сторон примыкали пониженные притворы (нартексы). Из них сохранился только северный, от двух других дошли лишь небольшие фрагменты, и они пристроены реставраторами заново. Некоторые фрагменты постройки форма боковых апсид, лопатки на углу северного притвора, перекликаются с архитектурой древнего Смоленска.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Псков. До 1156 г. Крестово-купольный, четырехстолпный, с одной световой главой, в западных угловых компартиментах устроены палатки, опирающиеся на своды, в западной части центрального нефа - хоры; с тремя апсидами (боковые понижены). Западный и южный фасады.

Центральная апсида. Общий вид.

III. Владимиро-Суздальская земля Спасо-Преображенский собор. Переславль-Залесский гг. Этот одноглавый крестовокупольный четырёхстолпный трёхапсидный храм самый ранний из белокаменных архитектурных памятников Северо- Восточной Руси. Стены собора выложены в полубутовой технике из прекрасно отесанных и положенных почти насухо белокаменных блоков. Фундамент храма ленточный (проходящий к столпам от стен. Фундамент сложен из крупного булыжника на извести.

Церковь Бориса и Глеба. Кидекша гг. Церковь Бориса и Глеба одноглавая, четырёхстолпная, трехапсидная. Сложена из прекрасно отёсанных и положенных почти насухо квадратов качественного белого камня. В плане храм без учёта апсид очень близок к квадрату. Наружные лопатки делят стены на три неравных прясла (средние прясла шире и выше боковых). Уступообразное сужение наружных лопаток создает «перспективность» прясел. Внутренние лопатки соответствуют наружным, соответствуют им и крестчатые столпы. Над западным порталом в стене со стороны интерьера выложена разгрузочная арка.

Успенский собор. Владимир и гг. Первоначальный белокаменный собор был построен великим князем Андреем Боголюбским в годах. Уже в 1161 году собор был расписан. Успенский собор годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного белого камня. Имел три притвора. Цоколь представлял собой простой непрофилированный отлив. Стены собора пересекал аркатурно - колончатый пояс (часть его сохранилась на северной стене), над ним лента поребрика. Капители колонок близки к романской «кубической» форме, в базах клинчатые консоли. Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками. В перестройке годов к храму Боголюбского были пристроены боковые галереи, и он оказался как бы внутри нового большого собора. Увеличилась также алтарная часть, а по углам были поставлены четыре малые главы. Собор стал пятинефным и более вместительным. Новые апсиды были вынесены к востоку от старых.

Золотые ворота. Владимир гг. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Постройка сложена в технике полубутовой кладки. Строгие пропорции проездной арки, перекрытой мощным полуциркульным сводом, и особое изящество небольшой церкви наверху придавали сооружению величественный характер, хорошо соответствующий его назначению. Это были самые парадные ворота города в XIIXIII веках. Они были покрыты листами золоченой меди. Вплотную к воротам с севера и юга примыкали насыпные валы с глубокими рвами с наружной стороны. Через рвы от ворот проходил мост, выводивший за город. Высота арки достигала 14 метров. Массивные дубовые створы ворот, висевшие на кованых петлях, примыкали к арочной перемычке, сохраняющейся и ныне.

По верху этой перемычки был устроен деревянный настил, который служил дополнительной боевой площадкой. От настила сохранились лишь гнезда для балок в кладке стен. Вход на площадку осуществлялся через дверной проем в южной стене, в толще которой проходила каменная лестница с ползучим коробовым сводом. На этом же уровне с противоположной стороны лестницы был выход на южную линию земляных валов. С севера на валы шел проход прямо с помоста через дверь в стене. Лестница же в южной стене вела далее на верхнюю боевую площадку, имевшую зубчатые стены в виде бойниц. В центре этой площадки была возведена надвратная белокаменная церковь Положения риз Богоматери. Представляет собою довольно стройный храм: квадратный в плане четырехстолпный с тремя алтарными апсидами с внутренними и наружными лопатками на стенах, тремя арочными порталами, цилиндрическим барабаном и скромным убранством в виде декоративного пояска, идущего посредине высоты фасада. Золотые ворота со стороны Козлова вала

Дмитриевский (Дмитровский) собор. Владимир гг. Придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе. Храм одноглавый, четырёхстолпный, трехапсидный. Фасады собора имеют позакомарное покрытие. Собор знаменит своей белокаменной резьбой его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранилось в первоначальном виде. Фасад делится на две зоны аркатурно-колончатым поясом. Колонки покрыты орнаментальным плетением. Среди фигур, украшающих фасад храма, можно встретить и первых русских святых князей Бориса и Глеба, а также небесных покровителей владимиро- суздальских князей. В восточной закомаре сохранилось изображение заказчика - Всеволода в окружении многочисленных сыновей. Помещенные фигуры Александра Македонского и царя Давида должны были символизировать мудрость и могущество правителей.

От внутреннего убранства до нас дошли несколько фрагментов фресок XII в., в частности, фрагменты композиции «Страшный суд». Орнаментальная белокаменная резьба в верхней части прясел. Деталь фрески «Страшный суд». Роспись южного склона центрального нефа.

Успенский собор Княгинина монастыря. Владимир гг. Действующий женский монастырь во Владимире. Монастырь был основан в 1200 году. Получил название Княгинин, в честь его основательницы, великой княгини Марии Шварновны супруги великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо. Это большой четырехстолпный, одноглавый кирпичный храм с широким членением фасадов, тремя мощными алтарными апсидами, двумя приделами.

Дворец Андрея Боголюбского. Боголюбово. Заложен в 1158 г. В середине XII в. на Клязьме возник белокаменный княжеский замок, романская архитектура которого, как и его каменные укрепления были новшеством для северо- восточных земель. До нашего времени сохранилась лестничная башня и часть перехода, соединявшего дворец с придворным храмом, в церкви - основания четырех круглых столбов с аттическими базами. Замечательно тройное окно в восточной стене, освещающее лестничную башню. Белокаменный дворец соединен переходами с церковью и крепостными стенами (к югу от церкви обнаружены остатки второй лестничной башни и перехода, ведшего на крепостную стену). Интерьеры церкви и дворца расписаны, полы украшены цветной майоликой. Полы собора выстланы медными плитами.

Белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова. Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более пяти метров. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 5 м). Храм крестовокупольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, с аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение «высотности» интерьера. Храм Покрова на Нерли. Близ Боголюбово г. Покрова на Нерли (юго-западная сторона)

Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма восседающий на троне царь Давид с псалтырью (струнным музыкальным инструментом) в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски. Покрова на Нерли (западный фасад)

Рождественский собор. Суздаль. Основан в XI в., вновь выстроен в гг. Крестово-купольный храм. Первая постройка собора относится к XI веку, ко времени княжения Владимира Мономаха. В 1222 году по приказу Юрия Всеволодовича обветшавшее здание было разобрано, а на его месте построено новое, из белого камня. Собор Рождества Богородицы имеет мощные фундаменты, нижняя часть которых была опущена в специальный котлован, а верхняя - скрыта искусственным холмом. Стены собора внутри выложены из кирпича - плинфы и облицованы с обеих сторон мощными блоками известняка. В гг. фасады стен и порталы храма были богато украшены резьбой по белому камню.

Фреска Рождественского собора. XIII в. Собор был украшен фресковой росписью, исполненной в 1233 году ростовскими или суздальскими мастерами епископа Кирилла. Важнейшие из них находятся в верхней части южной апсиды. Здесь изображены строгие фигуры двух старцев с суровыми аскетическими ликами, вписанные в узорчатые арки на орнаментированных колонках.

Георгиевский собор. Юрьев-Польской , вновь выстроен в гг. Белокаменный собор, расположенный на территории древнего детинца в городе Юрьев-Польский Владимирской области. Собор построен, князем Святославом Всеволодовичем, в годах, на фундаменте белокаменной церкви Георгия, которая была сооружена в 1152 при основании города Юрием Долгоруким. Храм крестово-купольный, четырехстолпный, трехапсидный, одноглавый с повышенными подпружными арками, с квадратными столбами и хорами. Резьба фасадов совмещала рельефы изображающие святых и сюжетные сцены с развитым растительным орнаментом. Фигуративные рельефы отличаются от орнаментальных большей пластичностью; растительные мотивы, покрывавшие стены подобно ковру, исполнены более плоскостно.

Источники: