Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю », он долго не мог найти натурщиков, с которых можно было писать фигуры Христа и Иуды. Модель для образа Христа нашлась в церковном хоре – подошел один молодой певчий, а искать натурщика для Иуды художнику пришлось еще три года, пока он случайно не наткнулся на валяющегося на улице пьяницу. Лицо его было отображением эгоизма и пороков. Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать Иуду. Позже пьяница сказал художнику, что однажды, когда он был богат, он уже позировал одному художнику. Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре… Леонардо писал с него Христа. Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю », он долго не мог найти натурщиков, с которых можно было писать фигуры Христа и Иуды. Модель для образа Христа нашлась в церковном хоре – подошел один молодой певчий, а искать натурщика для Иуды художнику пришлось еще три года, пока он случайно не наткнулся на валяющегося на улице пьяницу. Лицо его было отображением эгоизма и пороков. Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать Иуду. Позже пьяница сказал художнику, что однажды, когда он был богат, он уже позировал одному художнику. Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре… Леонардо писал с него Христа.
Тайная вечеря самая популярная работа Леонардо да Винчи, фреска, изображающая последний ужин Христа с учениками. Вниманием не была обделена никогда, вокруг нее с самого создания ходило множество слухов и мифов, а с появлением романа Дэна Брауна «Код да Винчи» – еще и объект разнообразной ругани и споров чуть ли не на всех площадках.
Фреска создана в годы по заказу герцога Лодовико Сфорца на задней стене трапезной в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Важная веха в истории Ренессанса: правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада. Написана на сухой стене, а не на влажной штукатурке, поэтому роспись начала разрушаться практически сразу после работы.
Считается, что на фреске изображен момент, когда Иисус говорит, что один из апостолов его предаст, и реакция каждого из них. Апостолы изображены группами по три человека, расположенными вокруг сидящего в центре Христа. Рядом с Петром сидит Иуда (кстати, большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его за невидимую часть стола) и сжимает в руке мешочек, скорее всего с деньгами за предательство.
Говорят что на картине скрыто много шифров и тайных посланий потомкам. Выискивать их можно бесконечно. Так, итальянская исследовательница Сабрина Сфорца Галиция утверждала, что сумела прочесть предсказание конца света. Якобы она разгадала математико-астрологический шифр, составленный Леонардо. Откровение да Винчи о конце света скрыто в изображении окошка непосредственно над головой Иисуса Христа. В складках скатерти на столе у Христа и апостолов она увидела карту мира с обозначенными широтой и долготой. Кроме того, каждый из 24 часов у Леонардо якобы обозначает одну из 24 букв латинского алфавита.
Самая спорная гипотеза относительно картины, выдвинутая Д. Брауном в «Коде да Винчи» – апостол Иоанн, наклонившийся к Петру – на самом деле женщина, Мария Магдалина, вероятно, любовница Христа. Якобы контуры их тел образуют букву М, что якобы означает «Matrimonio» «брак». На самом деле, контуры символизируют букву «V», и это подпись Л. да Винчи.
Казалось бы, что «Тайная вечеря» должна была тщательно сохраняться, между тем на деле все обернулось иначе. Виной тому отчасти сам великий да Винчи. Создавая фреску, Леонардо применил новый (им самим изобретенный) способ грунтовки стены и новый состав красок. Это позволяло ему работать медленно, с остановками, внося частые изменения в уже написанные части произведения. Результат сначала оказался прекрасным, но уже через несколько лет на росписи появились следы начинающегося разрушения: проступили пятна сырости, небольшими листиками стал отставать красочный слой.
В 1500 году, через три года после написания «Тайной вечери», вода залила трапезную, коснувшись и фрески. Через 10 лет ужасная чума постигла Милан, и монашествующая братия забыла о том, какое сокровище хранится в их обители. Спасаясь от смертельной опасности, они (может быть, и против собственной воли) не могли надлежащим образом позаботиться о фреске. К 1566 году она была уже в весьма жалком состоянии. Монахи прорубили посреди картины дверь, которая нужна была для сообщения трапезной с кухней. Эта дверь уничтожила ноги у Христа и у некоторых апостолов, а потом картину обезобразили огромным государственным гербом, который прикрепили над самой головой Иисуса Христа.
В дальнейшем австрийские и французские солдаты как будто соперничали между собой в вандализме по уничтожению этого сокровища. В конце XVIII века трапезная монастыря была превращена в конюшню, испарения конского навоза покрыли фрески густой плесенью, а заходившие в конюшню солдаты забавлялись, швыряя кирпичи в головы апостолов.
Но даже и в полуразрушенном состоянии «Тайная вечеря» производит неизгладимое впечатление. Французский король Франциск I, захвативший Милан в XVI веке, был в восторге от «Тайной вечери» и пожелал перевезти ее в Париж. Он предлагал большие деньги тому, кто найдет способ переправить эти фрески во Францию. И только потому оставил этот проект, что инженеры отступились перед трудностью данного предприятия.