ОРГАНИЗАЦИОННО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА « Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения »
Цель : Определить какими качествами должен обладать учитель, если он собирается внедрять на своих занятиях ФГОС
Ключевые слова : инновационная деятельность, ФГОС, новизна, творчество, уровни творчества, уровни инновационной деятельности, мотивация, потребность, шкала потребностей.
Закон Российской Федерации 309- ФЗ « Об образовании », статья 7: « В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего ( полного ) общего образования...»
Инновационная деятельность - творческая деятельность Уровни деятельности репродуктивныйпродуктивный
Вопрос аудитории Если преподавание строится по репродуктивному способу, возможно ли в таком случае вести речь об инновациях ? Ответы обоснуйте.
« Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но смысл и самую суть его и судит о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя что - либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит ко множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует, и в какой мере усвоил это ; и в последовательности своих разъяснений пусть он руководствуется примером Платона ( пусть берет в качестве образца последовательности в преподавании от известного к неизвестному ) Если кто изрыгает пищу в том самом виде, в каком проглотил ее, то это свидетельствует о неудобоваримости пищи и о несварении желудка. Если желудок не изменил качества и формы того, что ему надлежало сварить, значит, он не выполнил своего дела …. Пусть наставник заставляет ученика как бы просеивать через сито все, что он ему преподносит, и пусть ничего не вдалбливает ему в голову, опираясь на свой авторитет и влияние...» Мишель де Монтень « Опыты »[6].
Инновационная деятельность связана с продуктивным типом деятельности, и, следовательно, с творческим. « Творчество - это любая деятельность, в которой создается новый продукт » ( Большой энциклопедический словарь ).
Новизна объективнаясубъективная
Уровни педагогического творчества открытия изобретения усовершенствования
Открытия Они позволяют увидеть новые возможности совершенствования, как самой деятельности, так и включенного в нее человека ; связаны с выдвижением новых педагогических идей и их воплощением в конкретной системе учебно - воспитательной работы.
Изобретения преобразование, конструирование отдельных элементов педагогических систем, средств, методов, условий обучения и воспитания. Создание « сводных » отрядов, « технология » параллельного педагогического воздействия, метод « взрыва » у А. С. Макаренко, поурочный балл, введенный липецкими учителями, использование комментированного управления в опыте московской учительницы начальных классов С. Н. Лысенковой - все это примеры педагогических изобретений. В современных условиях одной из наиболее актуальных тем является привитие интереса к обучению, развитие мотивации учащихся. Это - один из необходимых элементов успешной реализации стандартов. Педагогический коллектив может взять разработку этой проблемы, и полученный продукт может относиться к изобретениям.
Усовершенствования модернизация и адаптация к конкретным условиям уже известных методов и средств обучения и воспитания. Современным примером усовершенствований может послужить адаптация практических рекомендаций по внедрению ФГОС в вашей школе.
Обсуждение 1. Приведите примеры встречавшихся на вашем пути открытий, изобретений и усовершенствований. 2. Определите, к какому уровню творчества можно отнести всем хорошо известную методику опорных схем Шаталова. Обоснуйте свою точку зрения.
« Мотив деятельности » деятельность мотив
Человеческая деятельность Потребность состояние испытываемой субъектом нужды в чем - то, недостатка чего - то Мотив предмет потребности Цель направлена на действие, т. е. определяет что должно быть сделано Условия достижения цели образуют задачу Действия основные образующие отдельных видов деятельности Операции способы выполнения действий
Обсуждение Ученик по заданию учителя выполняет упражнение. Это действие или деятельность ? Педагог работает по книге « Планируемые результаты основного общего образования » М., 2010 или по любой другой книге из комплекта, обеспечивающего реализацию ФГОС. Можно ли отнести работу педагога к деятельности или к действиям и почему ?
Мотив « Мотив придаёт деятельности личностный смысл »
Обсуждение Найдите аргументы и обоснуйте Группа 1. « Только при условии повышенной заработной платы учителя захотят включаться в инновационную деятельность » Группа 2. « Если учитель заинтересовался инновациями, то материальный фактор не является решающим ».
Готовность педагогов к реализации ФГОС - обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования ; принятие идеологии ФГОС общего образования ; освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся ; овладение учебно - методическими и информационно - методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.
Спасибо за внимание !