Министерство Экономического Развития Российской Федерации Слайд 1 Актуальные вопросы адаптации российской экономики к работе в условиях ВТО
Министерство Экономического Развития Российской Федерации Слайд 2 Структура обязательств России в рамках ВТО Обязательства по «связыванию» (фиксация максимально допустимого уровня) ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин. Обязательства в отношении доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок (т.н. Перечень специфических обязательств) Обязательства по «связыванию» (фиксация максимально допустимого уровня) годового объема государственной поддержки сельхозпроизводителей в рамках «янтарной» корзины программ поддержки. Обязательства системного характера. (Содержатся в Докладе Рабочей группы по присоединению России к ВТО)
Министерство Экономического Развития Российской Федерации Слайд 3 Преимущества участия страны в многосторонней торговой системе Что Россия рассчитывает получить в краткосрочной и долгосрочной перспективе от ВТО? Улучшение делового и инвестиционного климата, инвестиционной привлекательности страны за счет: - большей предсказуемости и стабильности торгово-экономической политики правительства на длительный срок; - большей транспарентности законодательства и правоприменения; - снижения административной нагрузки на бизнес; - усиления защиты прав интеллектуальной собственности; Снижение издержек на сырье, машины и оборудование для отечественных производителей; Улучшение доступа российских товаров и услуг на внешние рынки, снятие дискриминационных барьеров для товаропроизводителей и инвесторов, расширение экспорта, производства и занятости; Участие в выработке правил мировой торговли товарами и услугами, Контроль за торговой политикой стран членов ВТО в областях, представляющих системный интерес для России; Доступ к независимому механизму разрешения межгосударственных торговых конфликтов (Орган по разрешению споров ВТО)
Министерство Экономического Развития Российской Федерации Слайд 4 Общие условия присоединения России к ВТО ТАРИФ ЕТТ: среднеарифметическая ставка Обязательства в ВТО: среднеарифметическая ставка Начальный уровень Конечный уровень Вся номенклатура 11,36712,8779,249 С/х товары 18,58418,18314,624 Промышленные товары 9,07211,2237,573 ЕТТ: средневзвешенная ставка Обязательства в ВТО: средневзвешенная ставка Вся номенклатура 10,29311,8507,147 Сельскохозяйственные товары 15,634 15,17811,275 Промышленные товары 9,387 11,2566,410 Начальный уровень Конечный уровень
Министерство Экономического Развития Российской Федерации Слайд 5 Общие условия присоединения России к ВТО Поддержка промышленности – обязательства России не выходят за рамки стандартных, при этом согласованы беспрецедентные изъятия по инвестиционным режимам (режим «промышленной сборки, режим Калининградской и Магаданской ОЭЗ) Россия не присоединилась к Соглашению ВТО о госзакупках и к Соглашению ВТО по торговле гражданской авиатехникой В сельском хозяйстве: - максимальный объем разрешенной государственной поддержки, превышает текущий уровень почти в два раза (9 млрд. $). Такие договоренности являются беспрецедентными - квоты на свинину и мясо птицы в 1,2 -1,5 раза меньше существующих объемов импорта - уровень тарифной защиты существенно не снижается почти по всем позициям
Министерство Экономического Развития Российской Федерации Слайд 6 Общие условия присоединения России к ВТО Среднегодовой курс доллара (рубль/долл.США) Изменение среднегодового курса, % Изменение уровня тарифной защиты 2008 год 24, год 31, ,5 (исходя из объемов импорта 2008г.) повышение на 27,5 % 2010 год 30,38 + 4,4 (исходя из объемов импорта 2009г.) снижение на 5,6 % 2011 год (11 месяцев) 29,01 + 4,5 (исходя из объемов импорта 2010г.) снижение на 2,9 % Зависимость уровня тарифной защиты от динамики среднегодового курса доллара США Изменение среднегодового курса доллара в 2010 – 2011 гг. на 1 процент примерно эквивалентно соответствующему изменению уровня тарифной защиты на 0,95 процента
Министерство Экономического Развития Российской Федерации Слайд 7 Возможные риски Связаны с: - снижением уровня тарифной защиты и, как следствие - усилением конкуренции - необходимостью соблюдать правила ВТО при оказании государственной поддержки отечественным производителям; Могут оказать воздействие: - только в сфере товарного производства; - могут затронуть отдельные неконкурентоспособные предприятия, но не отрасли; - выполнение обязательств в ВТО – не единственная причина;
Министерство Экономического Развития Российской Федерации Слайд 8 Меры по нейтрализации рисков Мониторинг производства и импорта по основным группам товаров, выявление чувствительных позиций; Меры торговой защиты (разрешенные ВТО меры – антидемпинговые, компенсационные и /специальные/ защитные меры) Приоритет отечественных производителей при размещении госзаказа на товары и услуги; Меры технического регулирования, СФС меры. Пересмотр обязательств по связыванию пошлин в соответствии со ст. 28 ГАТТ-1994; Удешевление кредитных ресурсов, управление валютным курсом; Применение государственных мер поддержки (субсидирование, налоговые льготы и др.) в соответствии с правилами ВТО, перераспределение и переформатирование существующих объемов и программ поддержки с учетом опыта стран-членов ВТО; Льготный режим для инвестиционных проектов с участием иностранного капитала и технологий, стимулирование локализации производства с учетом правил ВТО; Совершенствование системы управления ВЭД, выстраивание современной системы поддержки экспорта; Устранение дискриминационных барьеров для российских товаров и услуг на внешних рынках; Упрощение таможенных процедур; Координация торговой политики в рамках Таможенного союза;
Министерство Экономического Развития Российской Федерации Слайд 9 Действия Правительства Российской Федерации 1. Реализация плана мер по адаптации к условиям ВТО «чувствительных» товаров, отраслей промышленности и сельского хозяйства 2. Работа с предложениями делового сообщества в отношении адаптации экономики Российской Федерации к условиям членства в ВТО 3. Работа в рамках межфракционной Рабочей группы Государственной Думы Российской Федерации по законодательному обеспечению присоединения России к ВТО
Министерство Экономического Развития Российской Федерации Слайд Главные направления Плана мер по адаптации к условиям ВТО «чувствительных» товаров, отраслей экономики России Государственные закупки отечественной продукции Субсидирование производителей Меры по привлечению инвесторов и стимулированию локализации производства с учетом правил ВТО Меры технического регулирования Мониторинг динамики импорта с целью возможного инициирования расследований и введения мер защиты рынка Мониторинг исполнения обязательств ВТО основными торговыми партнерами Российской Федерации, включая предоставление запрещенных субсидий Снятие барьеров по доступу на рынок для российских экспортеров
Министерство Экономического Развития Российской Федерации Слайд Работа с предложениями делового сообщества в отношении адаптации экономики Российской Федерации к условиям членства в ВТО В общей сложности проанализированы предложения делового сообщества по более чем 30 отраслям и товарным позициям, продолжается взаимодействие в рамках Рабочей группы ГД РФ Предлагаемые направления мер поддержки: -субсидии, включая меры поддержки экспорта; -меры по удешевению кредитного ресурса; -государственные закупки; -обнуление пошлин на оборудование и комплектующие; -оптимизация процедур таможенного администрирования и др.
Министерство Экономического Развития Российской Федерации Слайд 12 Современная система финансовой поддержки экспорта В соответствии с мировой практикой усиление роли экспортно-кредитного агентства – в России Агентство по страхованию экспорта и инвестиций. Наделение Агентства финансовым ресурсом в соответствии с динамикой развития экспорта в том числе на перспективу роста В рамках деятельности Агентства: - предоставление экспортных кредитов - субсидирование ставки экспортных кредитов - страхование экспортных контрактов - предоставление государственных гарантий