Сравнение использованных на велосипедных и пешеходных дорожках решений по организации дорожного движения в Эстонии и Германии (дипломная работа Хаапсалуского колледжа Таллиннского университета по специальности «Безопасность дорожного движения») Андрус Прюкк Заведующий отделом организации дорожного движения Южный регион Департамента шоссейных дорог
Тема дипломной работы*: Сравнение решений по организации дорожного движения на велосипедных дорожках Эстонии и Германии (земли Гессен) Цель исследовательской работы – сравнить решения по организации дорожного движения, использованные в Эстонии и Германии, в земле Гессен, для создания безопасной дорожной ситуации на велосипедных и пешеходных дорожках в населенных пунктах и за пределами населенных пунктов. Автор поставил перед собой задачу найти решения, которые можно было бы использовать при организации велосипедного движения в Эстонии, учитывая долгосрочный опыт Германии в данной области. * Хаапсалуский колледж Таллиннского университета
Дорожная ситуация Существенную роль при увеличении велосипедного движения и развитии инфраструктуры для велосипедного движения играет безопасность дорожного движения и дорожная ситуация. Решения по организации дорожного движения, используемые сегодня на пешеходных и велосипедных дорожках Эстонии, нередко различаются как в пределах одного населенного пункта, так и одного региона, и у пользователей дорог отсутствует понимание, как вести себя в одной или другой ситуации, что в свою очередь увеличивает риск оказаться в опасной ситуации или в ДТП.
При планировании велосипедных дорожек следует считаться с тем, что доступность должна быть обеспечена, и сама инфраструктура должна быть удобной и безопасной – только в таком случае можно превратить велосипед в конкурентоспособное транспортное средство. Безопасность, несомненно, является одним из основных требований - сами велосипедисты существенной опасности собой не представляют, но являются очень уязвимыми, двигаясь в одном дорожном пространстве с моторизированными дорожными средствами. Если конфликтных пунктов между велосипедистами и моторизованным дорожным движением избежать невозможно, такие места (перекрестки, места для поворотов и т.д.) следует сделать видимыми и понятными, чтобы участники дорожного движения были бы осведомлены и смогли бы приспособить свое поведение конкретной ситуации.
Поскольку сеть велосипедных дорожек в Эстонии распределена неравномерно, многие велосипедисты вынуждены пользоваться сетью проезжих дорог. С учетом данного обстоятельства следует искать решения для увеличения безопасности велосипедистов при движении на проезжих дорогах, которые не ограничивают права и возможности пользоваться всей дорожной сетью.
Основные применяемые в Германии решения по организации дорожного движения, которые могли бы и в Эстонии обеспечить однообразие сети велосипедных дорожек и плавность дорожного движения Велосипедная полоса – продольный участок проезжей части, предназначенный для движения на велосипедах, мини-мопедах и мопедах и обозначенный дорожной разметкой (Закон о дорожном движении 2011). Велосипедная полоса делает движение на велосипеде более плавным и быстрым, а использование велосипеда –более привлекательным.
В Законе о дорожном движении Германии есть положение: если велосипедная полоса отмечена, то велосипедист обязан ехать по ней. Нормы устанавливают, что ширина велосипедной полосы (рис. 2.4) должна быть не менее 1,85 метра. При большой интенсивности дорожного движения и в случае, если скорость превышает 50 км/ч, ширина велосипедной полосы не должна быть менее двух метров.
Кроме велосипедных полос, в Германии различают защитную полосу велосипедиста, ширина которой остается в пределах 1,25–1,50 метра. Защитная полоса не маркируется вертикальными средствами организации дорожного движения, только маркировкой, и является частью проезжей дороги. Защитная полоса используется на дорогах и улицах, где интенсивность движения составляет меньше 1000 транспортных средств в сутки и скорость ТС не превышает 50 км/ч (ERA 2010).
Перекрестки Как правило, перекрестки являются для велосипедистов самыми проблематичными местами. Пересечение велосипедной дорожки с улицей или шоссе представляет источник опасности, поэтому в Германии рекомендуют на перекрестках с преимущественным правом проезда использовать решение, при котором велосипедная дорожка для перехода перекрестка заходит на проезжую часть дороги на протяжении 20–30 метров, а после перекрестка снова отводится от проезжей части.
Решением такого типа можно пользоваться прежде всего в случае, если количество поворачивающих транспортных средств небольшое, а последовательных перекрещений и съездов много. Чтобы подчеркнуть преимущественное право проезда велосипедиста, на перекрестке следует пользоваться соответствующей маркировкой и для привлечения внимания маркировать дорожное покрытие красной краской.
Если же на перекрестке много транспортных средств, поворачивающих на второстепенную дорогу и со второстепенной дороги на главную дорогу, велосипедная и пешеходная дорожка отводится от перекрестка на расстояние шести метров, и велосипедистам при помощи дорожных знаков устанавливается обязательство уступить дорогу транспортным средствам, едущим по перекрещиваемой дороге, и пользоваться островком безопасности шириной 2,5 м, что обеспечивает велосипедисту безопасность перехода.
Как правило, в Германии велосипедисту дается право преимущественного проезда. «Велосипедисту важно, чтобы его не задерживали, так как он вынужден своими силами снова набрать скорость». Предоставляя преимущественное право велосипедистам, мы должны считаться и с пешеходами. Не редки случаи, когда мы не можем разрешить пешеходам переходить перекресток в местах, где это делают велосипедисты, и мы вынуждены предусмотреть для них другие решения: место перехода с островком безопасности и т.д.
В Германии на перекрестках (в населенных пунктах), где движение регулируется при помощи светофоров и велосипедисты вынуждены делать повороты, применяется следующее решение: велосипедисты, попадающие на перекресток по велосипедной полосе, направляются на участок перед машинами, где они лучше видны водителям.
Велосипедистам это выгодно, так как они без лишней траты времени могут поворачивать налево или направо. При этом важно обеспечить безопасность велосипедиста. Для этого следует использовать маркировку уже перед перекрестком, отделить велосипеды от машин и подчеркивать это красной краской дорожного покрытия.
Вышеуказанные решения в Эстонии не используются, подобные решения по организации дорожного движения у нас, как правило, не распространены. В Эстонии в основном применяется решение, когда велосипедисты отводятся от проезжей дороги на отдельную велосипедную или пешеходную дорогу и проезжают перекресток вместе с пешеходами.
Наиболее существенные меры в области организации дорожного движения, которые помогли бы повысить удельный вес использования велосипедов в Эстонии, – это создание целостной сети велосипедных полос и предоставление велосипедистам на перекрестках права преимущественного проезда путем направления их на главную дорогу. В немецких городах и деревнях, где велосипедные полосы сооружены на проезжей части дороги, маркированной надлежащим образом, велосипедисты испытывают чувство безопасности, у них значительно большая скорость, и благодаря этому велосипед стал альтернативным транспортным средством в ежедневном дорожном движении.
Собственник дороги не может гарантировать безопасность дорожного движения, но должен создать условия, которые позволяют безопасно участвовать в дорожном движении. Спасибо за внимание!