План-программа семинара по теме: «Проектные задачи в образовательном процессе по реализации ООП НОО» Цель: формировать умение учителей ориентироваться в информационном пространстве с применением исследовательских методов (Улискова Л.С. –методист РИМЦ) 1.Формирование личностных компетенций младшего школьника черезрешение проектных задач 1.Формирование личностных компетенций младшего школьника черезрешение проектных задач 2. Программа и календарно-тематическое планирование к программе по проектной деятельности 2. Программа и календарно-тематическое планирование к программе по проектной деятельности 3. Формирование личностных метапредметных результатов учащихся 1-х классов в процессе проектной деятельности. 3. Формирование личностных метапредметных результатов учащихся 1-х классов в процессе проектной деятельности. 4. Презентация методических разработок по реализации проектных задач 4. Презентация методических разработок по реализации проектных задач
. Формирование личностных компетенций младшего школьника через решение проектных задач. Формирование личностных компетенций младшего школьника через решение проектных задач.Формирование личностных компетенций младшего школьника через решение проектных задач.
Система проектных задач Рефлексировать Рефлексировать Целеполагать Целеполагать Планировать Планировать Моделировать Моделировать Проявлять инициативу Проявлять инициативу Вступать в коммуникацию Вступать в коммуникацию
Проект как один из видов самостоятельной работы учащихся. Доклад Доклад Реферат Реферат Исследовательская работа Исследовательская работа
Под компетенцией понимается готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Под компетенцией понимается готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.
. Этапы работы над проектом: ПОИСКОВЫЙ ПОИСКОВЫЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ
Требования к уровню сформированности ключевых компетентностей учащихся (для оценки в процессе проектной деятельности учащихся
Уровни оценивания Разрешение проблем Разрешение проблем Работа с информацией Работа с информацией Коммуникация Коммуникация
Разрешение проблем 1.Демонстрирует понимание проблемы, демонстрирует понимание целей и задач деятельности, демонстрирует понимание последовательности действий, имеет общее представление о предполагаемом продукте проектной деятельности, высказывает впечатления о работе и полученном продукте 1.Демонстрирует понимание проблемы, демонстрирует понимание целей и задач деятельности, демонстрирует понимание последовательности действий, имеет общее представление о предполагаемом продукте проектной деятельности, высказывает впечатления о работе и полученном продукте 2. Описывает желаемую и реальную ситуацию, формулирует цели и задачи деятельности по решению проблемы, планирует свою деятельность, формулирует детальное представление об ожидаемом продукте, оценивает продукт и процесс деятельности 2. Описывает желаемую и реальную ситуацию, формулирует цели и задачи деятельности по решению проблемы, планирует свою деятельность, формулирует детальное представление об ожидаемом продукте, оценивает продукт и процесс деятельности 3. Формулирует проблему с помощью учителя, ставит достижимые и измеримые цели, проводит текущий контроль реализации плана деятельности, предполагает последствия достижения результатов и перспективы использования продукта, анализирует продукт и процесс деятельности 3. Формулирует проблему с помощью учителя, ставит достижимые и измеримые цели, проводит текущий контроль реализации плана деятельности, предполагает последствия достижения результатов и перспективы использования продукта, анализирует продукт и процесс деятельности 4. Формулирует и анализирует проблему, определяет стратегию решения проблемы, анализирует ресурсы и риски, 4. Формулирует и анализирует проблему, определяет стратегию решения проблемы, анализирует ресурсы и риски, анализирует потребность окружающих в использовании продукта, анализирует потребность окружающих в использовании продукта, проводит объективный анализ и указывает субъективное значение результатов деятельности проводит объективный анализ и указывает субъективное значение результатов деятельности
Работа с информацией 1. Осознает недостаток информации в процессе реализации проекта, 1. Осознает недостаток информации в процессе реализации проекта, применяет предложенный учителем способ получать информацию из одного источника, применяет предложенный учителем способ получать информацию из одного источника, демонстрирует понимание полученной информации, демонстрирует понимание полученной информации, демонстрирует понимание выводов по определенному вопросу демонстрирует понимание выводов по определенному вопросу 2. Осознает, какой информацией по вопросу он обладает, а какой – нет, 2. Осознает, какой информацией по вопросу он обладает, а какой – нет, применяет предложенный учителем способ получать информацию из нескольких источников (в том числе каталогов), применяет предложенный учителем способ получать информацию из нескольких источников (в том числе каталогов), интерпретирует полученную информацию в контексте своей деятельности интерпретирует полученную информацию в контексте своей деятельности 3. Планирует информационный поиск, владеет способами систематизации информации, критически относится к полученной информации, приводит аргументы 3. Планирует информационный поиск, владеет способами систематизации информации, критически относится к полученной информации, приводит аргументы 4. Определяет уровень информированности, необходимый для принятия решения, выбирает информационные источники, адекватные целям проекта, разрешает противоречия, делает выводы и принимает решения в ситуации неопределенности 4. Определяет уровень информированности, необходимый для принятия решения, выбирает информационные источники, адекватные целям проекта, разрешает противоречия, делает выводы и принимает решения в ситуации неопределенности
коммуникация 1. С облюдает нормы изложения простого текста, соблюдает нормы речи в простом высказывании, работает с вопросами на уточнение, высказывает свои идеи, соблюдает процедуру при работе в группе 1. С облюдает нормы изложения простого текста, соблюдает нормы речи в простом высказывании, работает с вопросами на уточнение, высказывает свои идеи, соблюдает процедуру при работе в группе 2. Соблюдает нормы изложения сложного текста, соблюдает нормы речи в сложном высказывании, работает с вопросами на понимание, взаимодействует с членами группы, договорившись о процедуре 2. Соблюдает нормы изложения сложного текста, соблюдает нормы речи в сложном высказывании, работает с вопросами на понимание, взаимодействует с членами группы, договорившись о процедуре 3. Определяет цель и адекватную форму письменных коммуникаций, 3. Определяет цель и адекватную форму письменных коммуникаций, использует невербальные средства воздействия на аудиторию, использует невербальные средства воздействия на аудиторию, работает с вопросами в развитие темы, работает с вопросами в развитие темы, совместно с членами группы получает результат взаимодействия совместно с членами группы получает результат взаимодействия 4. Определяет средства письменной коммуникации, адекватные цели, использует риторические и логические приемы, работает с вопросами на дискредитацию, успешно справляется с кризисами взаимодействия совместно с членами группы 4. Определяет средства письменной коммуникации, адекватные цели, использует риторические и логические приемы, работает с вопросами на дискредитацию, успешно справляется с кризисами взаимодействия совместно с членами группы
Общие правила разработки программ внеурочной деятельности Программа содержит: введение, в котором есть информация о назначении программы, ее структуре, объеме часов, отпущенных на занятия, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа, режим занятий, цели, задачи, принципы; введение, в котором есть информация о назначении программы, ее структуре, объеме часов, отпущенных на занятия, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа, режим занятий, цели, задачи, принципы; перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов; перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов; описание разделов примерного содержания занятий со школьниками; описание разделов примерного содержания занятий со школьниками; характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа. характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа.
Общие правила разработки программ внеурочной деятельности В программе описывается содержание внеурочной деятельности, содержание и направленность планируемых школой дел и мероприятий. 6. В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. 7. Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы. В первом случае школа разрабатывает программы объемом 340 час, в другом случае более 340 час – для групп учащихся разных классов, параллелей. При этом доля выбранных школьником аудиторных занятий не должна превышать третьей части от общего числа занятий, которые он планирует посещать.
Разработка системы мониторинга результатов внеурочной деятельности. Разработка системы мониторинга результатов внеурочной деятельности. 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь; 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь; 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни. С переходом от одного уровня результатов к другому возрастают воспитательные эффекты: на 1уровне воспитание приближено к обучению, предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, но и знания о ценностях; на 2 уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими форме нравственно- ориентированных поступков; на 3 уровне создаются условия для участия школьников в нравственно ориентированной деятельности и приобретения элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Материалы для организации внеурочной деятельности можно скачать на сайте:
цель проблема тема задачи Решение проблемыПоиск средств результат Классификация данных Поиск информации безопасностьпамятка Выбор средств Структура проектной задачи
«Человек рождён для мысли и действия» Решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому (компетентстному) уровню усвоения программного содержания начальной школы Спасибо за внимание!
Литература Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании// Начальная школа: плюс-минус. – Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании// Начальная школа: плюс-минус. – Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», Ступницкая М.А. Организация и содержание проектной деятельности учащихся основного и старшего звеньев школы «Премьер». Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождения, опыт. Сборник статей/ Под общ. ред. Н.К. Минько – М.: Учебно-методический центр ЮАУО, Ступницкая М.А. Организация и содержание проектной деятельности учащихся основного и старшего звеньев школы «Премьер». Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождения, опыт. Сборник статей/ Под общ. ред. Н.К. Минько – М.: Учебно-методический центр ЮАУО, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010.