Вопрос обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время весьма актуален, так как такие дети существуют, и тенденции к снижению их количества не наблюдается. Эти дети не способны к самостоятельной жизни, нуждаются в опеке, однако при создании для них специальных условий они становятся частично трудоспособными и могут быть социально адаптированы. Ведущую роль в работе с такими детьми, особенно в старшем возрасте, играют трудовое воспитание и обучение, которые строятся с учетом индивидуальных психических и физических особенностей ребенка. Роль уроков труда в учебно- воспитательном процессе значительна, т. к. наряду с общими задачами решаются еще и коррекционные, которые направлены на развитие мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательного интереса. При выполнении работы у детей формируются положительные личностные качества: усидчивость, терпение, внимание, усердие. Интерес детей к труду повышается благодаря воспитанию уважения к его результатам, понимания его назначения. Дети должны знать, что их труд нужен школе, родителям, им самим, что своей работой они доставляют радость другим людям. Можно с уверенностью сказать, что формы трудового обучения детей с ограниченными возможностями здоровья способствуют развитию и активизации познавательного интереса учащихся, формированию у них целенаправленной деятельности, положительного отношения к труду, овладению трудовыми умениями и навыками.
Одним из центральных мест в общей системе по социализации выпускников в ГБС(К) ОУ Старолеушковской коррекционной школе-интернате является трудовое обучение. ЦЕЛЬ : «Подготовка работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнить не сложные виды работ на производственных предприятиях в условиях учебно –трудового коллектива.»
Задачи : Воспитание привычки к систематическому труду, а на этой основе-потребности в труде; Воспитание трудовой и производственной дисциплины и ответственности за качество работы; Формирование коллективизма и правильных взаимоотношений в совместной трудовой деятельности; Закрепление профессиональных знаний, умений, навыков, полученных в процессе профессионально-трудового обучения; Приобретение знаний о некоторых производственных приёмах труда.
Во время обучения учащиеся узнают: Инструменты для художественной отделки изделия; Цвет и текстуру разных древесных пород; Элементы,детали столярного изделия; Трудовое законодательство; Виды пиломатериала; Приемы выявления и устранения дефектов столярных изделий; Виды древесностружечных и древесноволокнистых плит
Чем пахнут ремёсла? У каждого дела Запах особый: В булочной пахнет Тестом и сдобой. Мимо столярной идёшь мастерской- Стружкою пахнет И свежей доской. Пахнет маляр Скипидаром и краской Пахнет стекольщик Оконной замазкой..
Учитель : Тимченко Т.М.,Чернявская Е.В. Количество обучающихся: 23 человека
На занятиях по растениеводству ребята изучают биологические и морфологические особенности овощных культур, агротехнику их возделывания, обработку почвы, знакомятся со свойствами и условиями хранения удобрений, основами овощеводства, технологиями выращивания растений. Учителя : Дыдарь Е.А., Глыбочко О.В., Кольцова Е.М. Кол-во обучающихся 38 человек
В школе есть своя теплица. Ребята вместе с педагогами растениеводства выращивают огурцы, томаты, рассаду перца.С 2010 уч.года был успешно запущен эксперимент по выращиванию гибридных и полигибридных сортов петунии, цинерарии, гацании, сальвии и других цветов.Сельскохозяйственный труд помогает научить ребят элементарным навыкам работы на земле.
В Старолеушковской школе-интернате предмет животноводство учащиеся изучают более 40лет. На территории школы-интерната имеется животноводческая ферма – база обучения детей по кормлению и уходу за животными. Учителя : Бондарева В.Г., Шарая В.П. кол-во обучающихся : 24 человека
Раннее соединение труда с обучением является одним из средств трудоустройства современного общества. К. Маркс