Основные акценты ФГОС НОО и механизмы его реализации Воронцов Алексей Борисович, 13 сентября 2010 года Установочное занятие 9.30-10.50.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.
Advertisements

Основные показатели качества образования Развитие способности школьников самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности на основе используемого.
Основные характеристики нового стандарта новый формат стандарта (рамочный документ); новое содержание стандарта (совокупность требований); расширение функций.
Эффективное внедрение ФГОС (инновационные особенности управления) В.Н.Виноградов СПб АППО.
Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
Деятельностный подход как главное условие реализации ФГОС.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
Эффективный опыт МАОУ СОШ 7 по управлению формированием универсальных учебных действий Директор МАОУ СОШ 7 Дегтярева Г.А.
уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного.
Основная образовательная программа начального общего образования Логвинова И.М.
1 Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы Зафиксированы требования к результатам : -метапредметным ( освоенные обучающимися.
О подготовке к переходу на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Основные параметры внедрения ФГОС В презентации использованы материалы выступлений, статьи и презентации Всероссийских конференций разных лет ректора МГППУ.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
Основная образовательная программа ступени как объект стандартизации общего образования Воронцов Алексей Борисович, кандидат педагогических наук, генеральный.
Разработка ….. программы. Единственным официальным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности,
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
1 Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: актуальные вопросы введения Апрель 2011 г. Молчанова.
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей.
Транксрипт:

Основные акценты ФГОС НОО и механизмы его реализации Воронцов Алексей Борисович, 13 сентября 2010 года Установочное занятие

Показатели готовности ОУ к введению ФГОС Разработана и утверждена ООП НОО; Нормативная база ОУ приведена в соответствии с ФГОС; Приведены в соответствии с требованиями ФГОС НОО и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образования; Определен список учебников и учебных пособий, используемых в ОП в соответствии с ФГОС НОО; Разработаны локальные акты, регламентирующих установление заработной платы работников ОУ, в том числе и стимулирующих надбавок и доплат, заключены доп.соглашения к трудовому договору; Определена оптимальная модель организации ОП, обеспечивающая организацию внеучебной деятельности; разработан план методический работы, обеспечивающий сопровождение введения ФГОС НОО; Осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов; Обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации ООП

Системно - деятельностный подход Результаты образования Внеучебная деятельность Система оценивания процесса и результатов начального образования Условия реализации Стандарта Основная образовательная программа НОО Учебный (образовательный) план Расписание занятий

Проблема текста Стандарта Кто субъект Стандарта? На кого направлен текст? Кто отвечает, несет ответственность за «правильную» реализацию Стандарта? Как определить, что Стандарт выполнен?

«Системно - деятельностный подход» текст Стандарта воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. 5

Системно-деятельностный подход (наш вариант) В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, согласно которому на всех уровнях организации образования – начиная с программных документов, кончая методическим обеспечением каждого педагогического действия, соблюдаются следующие условия: понятия раскрываются через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями. способы и средства действия не сообщаются в готовом виде – в форме образцов, правил и определений, а задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов. присвоение способов и средств действия обеспечивается не только системой тренировки, но и через разнообразие организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. создаются инструменты, позволяющие соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающие непрерывный мониторинг образования для всех его участников. Эти условия в равной степени относятся и к действиям учеников, и к педагогическим действиям, и к действиям тех, кто управляет образованием. 6

Содержательная область Способы действияПонятийные средства Числа и вычисления – алгоритмы выполнения действий; – прикидка; – элементы рационального вычисления – позиционный принцип записи чисел; – свойства арифметических действий Измерение величин – прямое измерение (непосредственное «укладывание» единицы, «укладывание» единицы с предварительной перегруппировкой частей объекта); – косвенное измерение (с отсчетом значения величины по шкале прибора (линейка, безмен, часы, транспортир, мензурка), вычисление по формулам); – действия с именованными числами. – однородность величин; – отношение между числом, величиной и единицей; – отношение «целого и частей»; – прямая пропорциональная зависимость (площадь прямоугольника; равномерное движение, работа и др.); – производные величины (скорость, производительность труда и др.) Закономерности и зависимости - выделение закономерности в числовых и геометрических последовательностях и других структурированных объектах; – построение структурированных объектов; – выделение зависимостей между величинами в различных ситуациях (в начальной школе, в основном, задаваемых текстовыми задачами); – описание зависимостей на различных математических языках (чертежами, схемами, формулами и др.) – «индукционный шаг»; – отношения между однородными величинами (равенство, неравенство, кратности, разностное, «целого и частей»); – прямая пропорциональная зависимость между величинами; –форма и другие свойства фигур (основные виды геометрических фигур); – пространственные отношения между фигурами. 7

Функциональный (ресурсный) (3 уровень) Рефлексивный (2 уровень) репродуктивный (формальный) (1 уровень) пройденная часть учебной программы Профиль ассимиляции учебного содержания 8

1 уровень 2 уровень 3 уровень 100% 80% 60% 40% 20% 0% Профиль учащихся, класса, школы, УМК

Результаты и качество образования Учебно-предметные компетенции (грамотности) Математическая грамотность Языковая грамотность Естественнонаучная грамотность Грамотность чтения Ключевые компетентности Умения учиться как основа учебной (образовательной компетентности) Учебное сотрудничество как основа коммуникативной компетентности Грамотность чтения информационных текстов как основа информационной компетентности Социальный опыт игра практики Организационная деятельность Трудовая деятельность Качество образования (социализация и успешность) Сквозные образовательные результаты (инициатива, самостоятельность, ответственность)

Что составляет содержание образования в начальной школе? формирование учебной деятельности; освоение культурных предметных способов действий/средств; приобретение социального опыта межпредметные, разновозрастные образовательные модули; предметные линии; практики; домашняя самостоятельная работа; внеучебная деятельность урочные занятия; внеурочные занятия; внешкольные занятия Ключевые компетентности

Внеучебная деятельность младших школьников Развести понятия «внеурочная» и «внеучебная» деятельность Соотношение внеучебной и внеурочной деятельности Учет внеучебных достижений Способы организации внеучебной деятельности и ее финансирование

Система оценивания деятельности всех субъектов образовательного процесса Разведение понятий «результат» и «качество» Формирующее и итоговое оценивание Оценка учебных и внеучебных достижений школьников и их соотношение Индивидуальный прогресс

Условия реализации Стандарта Информационно-образовательная среда Новая система оплаты труда Новая система аттестации педагогических работников ФЗ 83

Какой мы видим основную образовательную программу НОО? ООП – должна определять набор культурных предметных способов действий/средств (т.е. основное содержание образования ступени) ООП - должна стать программой действий субъектов образовательного процесса через разные виды деятельности младших школьников ООП - должна задавать определенными «ритмы» в образовательном процессе (годовой и пятилетний циклы) ООП – должна задавать «дизайн» информационно-образовательной среды ступени образования ООП – обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности младших школьников ООП - должна задавать «очки», с помощью которых можно видеть что происходит с детьми и педагогами

Что такое ООП? В соответствии со статьей 9 п.1. Закона РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от ФЗ) единственным официальным нормативным документом в школе, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная (общеобразовательная) программа (ООП) ступени образования (начального общего, основного общего, среднего(полного) общего образования (п.3 ст.9 Закона РФ "Об образовании").

Вектор движения переход от модели "контроля качества" к модели "обеспечения качества",

п.15, п.19 (3) ФГОС НОО – базовые параметры УП Обязательная часть ООП – 80% 20% УП не может составлять менее 2904 часов (20-22 часа) УП не может составлять более 3210 часов (22-25 часов) Внеурочная (внеучебная) деятельность 1350 часов 18

Учебный планУчебный план – механизм реализации ООП 2904, 3210, 1350 – максимальные учебные часы Предметные области Обязательная часть (80%) Вариативная часть (20%) Максимальная учебная годовая нагрузка Пятидневка2323 (17ч/нед)581 (5 час/нед)2904 Шестидневка2323 (17ч/нед)887 (8 час/нед)3210 Внеучебная деятельность Вариативная часть (100%) Пятидневка-1350 (10 час/нед) Шестидневка-1350 (10 час/нед) Итого: Пятидневка Шестидневка

20

21

СодержаниеФормы организации ОПРезультаты Учебная деятельность Учебные предметыУрок, внеурочные формы (консультации, мастерские, учебные занятия, экскурсии и т.п.) Образовательные межпредметные модули Внеурочные формы Социальная практикаВнеурочные формы Учебные курсы (по выбору) Урок, внеурочные формы Внеучебные виды деятельности ИгроваяЗанятия, тренировки, репетиции, лаборатории, проектные группы и т.д. Художест. творчество Организационная Трудовая предметные результаты компетенции Социальный опыт 22

- урок - экскурсия - творческая мастерская - конференция - спортивные соревнования - образовательное путешествие - познавательная лаборатория - школьная театральная студия - кафедра - спортивные секции - поход - индивидуальные занятия - социальные проекты - занятия в клубе - хоровая студия - оркестр народных инструментов трудовая практика изо студия 23

2 а2 б3 а3 б понедельник русский язык физическая к.русский язык английский язык русский языкфизическая к. завтрак математикафизическая к.математика физическая к.математикаанглийский язык занятия в клубесоц. проект занятия в клубе вторник литературное чт. математика завтрак русский язык информатикаокружающи й мир окр-щий мирокружающий мир информатика спортивные соревнованиярусский язык музыкаИЗОспортивные соревнования 24

Экспертная оценка ООП при аккредитации ОУ Показатели и индикаторы 1. Преемственность Наличие «переходных» этапов 2. Результативность Интегрированные результаты, их оценка, индивидуальный прогресс 3. Эффективность Затраты на достижения планируемых результатов 4. Доступность Наличие и возможность реализации ст.10 Закона РФ 5. Адаптированность Соответствие возрастным возможностям МШ 6. Ресурсность Оценка кадровых, материальных, учебно-методических ресурсов 7. Инновационность Наличие обоснованного шага развития 8. Уникальность Наличие «дельты» относительно ФГОС 9. Интегрированность Возможность включения ООП в сетевое взаимодействие 10. Полнота реализации Охват всех сторон деятельности ОУ в соответствии с требованиями ФГОС 25