Мы часто слышим с вами фразу: «Всё начинается с детства» И это действительно так. И манера поведения ребёнка, и выбор друзей, и манера взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье – всё берёт своё начало в детстве. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека.
Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как школа, средства массовой информации, улица: влияние семьи на развитие ребенка составляет 40%; средств массовой информации - 30%; школы - 20%; улицы - 10%.
Посейте поступок – пожнёте привычку, посейте привычку – пожнёте характер, посейте характер –пожнёте судьбу. У.Теккерей
Наиболее характерные способы отношения родителей к ребёнку. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние: Типы темпераментов родителей Традиции семей в которых воспитывались сами родители Уровень образования родителей
Родители с самого раннего детства предоставляют ребёнку полную бесконтрольную свободу действий Взрослые в таких семьях обычно заняты собой, своими делами. Они могут наказать ребёнка и тут же его поощрить его, лишь бы он не расстраивался и при этом не мешал родителям.
Дети в таких семьях с младшего возраста слывут ябедами, подхалимами и подлизами. Любят хвастаться, не умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Такие дети могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством. Бывают не требовательными к себе но требовательными к окружающим и плохо реагируют на критику в свой адрес. Они готовы обвинять в своих проблемах всех, но не себя.
Зачастую они хотят быть на виду, из – за чего могут возникнуть конфликтные ситуации. Родители в свою очередь не разбираются в ситуации и полностью доверяют своему ребёнку. Они всё время подчёркивают его достоинства и даже к недостаткам относятся с умилением. Расхожая фраза: «Я сам таким был, однако вырос хорошим человеком…»
Родители ищут в действиях своего ребёнка нечто выдающееся и необычное. Родители постоянно сравнивают своего ребёнка с другими детьми и очень страдают если это сравнение не в его пользу. Для раскрытия талантов своего ребёнка родители дают возможность попробовать себя в различных видах деятельности, даже когда ребёнок этого не хочет. Просто родители любят похвастать разносторонностью своего ребёнка. Часто это приводит к тому, что ребёнок становится уверенным в своём превосходстве над другими детьми. Но если он терпит поражения, это может надолго выбить его из колеи привести к депрессии и апатии. В своей любви к ребёнку родители порой не обращают внимание на человеческие качества ребёнка. В классе берут на себя лидерство и любят командовать над другими.
РОДИТЕЛИ УЧАТ РЕБЁНКА ПРИОБРЕТАТЬ ОПЫТ С ПОМОЩЬЮ СОБСТВЕННЫХ ПРОБ И ОШИБОК. Считают, что ребёнок может сам сделать себе правильный выбор, а они вправе дать лишь совет или рекомендацию. У родителей и детей складываются тёплые отношения. Родители активно участвуют в жизни детского коллектива, в котором находится ребёнок. Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными. Иногда таким детям очень трудно приспособится к людям с авторитарным стилем общения.
В процессе данного стиля формируется инфантильный ребёнок. Одной из причиной может быть болезненность ребёнка или особенности характера родителей. В результате того, что ребёнок часто болел или болеет родители ни на минуту не оставляют своего ребёнка без внимания и опёки. Ребёнок в такой семье лишён самостоятельной активности, родители определяют, что ему интересно и ограждают от каких – либо неприятностей. Удовлетворяется любая прихоть своего чада. В ОБЩЕНИИ СО СВЕРСТНИКАМИ ТАКИЕ ДЕТИ БЕЗРАЗЛИЧНЫ, НЕ СТРЕМЯТСЯ К ЛИДЕРСТВУ.
Ребёнок воспитывается в семье жёстких опекунов или длительное время находится без родителей. Родители в воспитании основываются на мнении других людей. Родители воспитывались в семьях где к детям относились достаточно жестоко. В таких семьях свобода ребёнка строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют ребёнку, что он должен делать, с кем дружить, они сами определяют режим дня для ребёнка. В более старшем возрасте возникает протест детей к такому стилю воспитания. Родители активно используют методы наказания (крики, командный тон, физические наказания) Дети лишены ласки, тепла, похвалы и поддержки. Родители не прислушиваются к мнению своих детей, считая : «яйцо курицу не учит». У таких детей наблюдается гипертрофированная любовь к себе. Замечания и критику в свой адрес они практически не воспринимают. На нотации и замечания учителей могут неадекватно прореагировать (улыбка вместо слёз и наоборот)
Отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи, отсутствие одного из родителей. Дети в такой обстановке взрослеют очень рано и вовлекаются во взрослую и трудовую жизнь своей семьи. Родители ставят задачу перед детьми – научить жить в реальном мире, борясь с трудностями и радуясь каждой пусть небольшой победе. Однако такой ребёнок замыкается на своей семье и проблемах внутри семьи. Дети рано взрослеют и понимают своих родителей, сочувствуют им.
В ТАКИХ СЕМЬЯХ РОЖДАЕТСЯ ВСЕГДА ЖЕЛАННЫМ И РОДИТЕЛИ ЕЩЁ ДО ЕГО РОЖДЕНИЯ РАЗМЫШЛЯЮТ НАД ТЕМ КАКОГО ЧЕЛОВЕКА ОНИ ХОТЯТ ВОСПИТАТЬ И ВЫРАСТИТЬ. Ребёнок рождается и воспитывается в тёплой дружественной атмосфере. Родители уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев в семье. Дети показывают уже в раннем возрасте свою рассудительность и мотивируют свои поступки. Потому что родители сами показывают своё мотивированное и осознанное поведение. Умение держать своё слово и обещание прививают на собственном примере. Такие дети умеют верно дружить и не умеют обманывать. Самооценка складывается адекватная.
Для того, чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми является шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта: Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определённым количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.
Презентацию подготовила Клинова Т.С. (и.о. зам. воспитательной работы) МКОУ «Покровская СОШ» 2012 год