Повестка педсовета I. Объявление темы педсовета, постановка целей. II. Постановка проблемы. Выступление заместителя директора по УВР и участников творческих групп с анализом анкет. III. Теоретическая часть. Выступление заместителя директора по учебной работе по теме педагогического совета. IV. Отчет экспертной группы по анализу открытых уроков с использованием видеофрагментов уроков. V. Творческий отчет методического объединения учителей начальных классов по теме педсовета. VI. Творческий отчет методического объединения по предметам. Обсуждение и вручение памяток. VII. Разработка рекомендаций педсовета.
Хочешь разобраться в сути проблемы ищи первоисточник. А пока учи учебник. Но лучше хороший. Не нашел хороший ищи первоисточник.
Цели: 1. Выявить, насколько эффективно используются все компоненты учебника для формирования ЗУН учащихся; 2. Разработать меры повышения роли учебника на уроке в достижении уровня знаний, умений, навыков учащегося, соответствующего требованиям программы; 3. Познакомить учителей с технологией работы с учебником.
З а д а ч и: 1. Изучить практику постановки работы ученика с учебником на уроке с целью выявления: – недостатков и затруднений учителей; – недостатков и затруднений учащихся; – влияния развития навыков самостоятельной работы с учебником на ЗУН учащихся.
Анкета для учащихся 1. Любишь ли ты свой школьный учебник? (Да, нет, почему?) 2. Как правильно работать с учебником при подготовке домашнего задания? (Знаю; не знаю; знаю, но не выполняю.) 3. Любишь ли ты работать на уроке с учебником? (Да, нет, иногда.) 4. Много дополнительной литературы ты читаешь к уроку? (Да, нет, иногда.)
Анкета для учителя 1. Часто ли вы используете работу с учебником на уроке? (Да, нет, иногда.) 2. С желанием ли учащиеся включаются в данный вид деятельности? (Да, нет, иногда.) 3. На каком этапе вы чаще всего используете работу с учебником? 4. Какую роль в подготовке к урокам вы отводите школьному учебнику? 5. Обучаете ли вы учащихся правильным навыкам работы с учебником?
Выступление творческой группы Работа с учебником на уроке.
Результаты анкетирования учителей : Анкетирование показало, что все учителя используют работу с учебником на уроке; выражают мнение, что учащиеся с желанием включаются в данный вид деятельности; чаще всего учебник используется на этапах закрепления (53%) и объяснения нового материала (41%); отводят учебнику основную роль в подготовке к урокам; все обучают учеников навыкам работы с учебником.
Результаты анкетирования. Роль учебника в образовательном процессе и требования к нему: учебник служит усвоению программного материала, помогает закреплению знаний, полученных на уроке, 94%; учебник должен быть доступен для самостоятельного чтения и понимания содержания 81%; учебник должен содержать материал для самостоятельной работы в домашних условиях 42%; учебник должен содержать материал воспитательного характера 57%; учебник должен заинтересовывать ученика 45%; в учебнике должен быть выделен материал для обязательного заучивания и поясняющий материал 15%.
При подготовке учителя к уроку учебник занимает одно из первых мест, так как только с ним работают ученики. Поэтому необходимо формировать у них общеучебные умения и навыки работы с учебником. 1.Ориентирование в учебнике (найти нужную страницу, упражнение, текст и т. д.). 2.Восприятие задания (что делать, когда это изучалось, основные этапы выполнения задания и т. д.) 3.Выполнение задания (сюда же входит проверка). 4.Работа с текстом (соответствие теме, нахождение ключевых моментов, подобные задания и т. д.). 5.Выполнение заданий с ориентированием на условные обозначения (выделение текста с помощью цвета, штрихов, рамок и другие обозначения). 6.Работа со словарем. 7.Работа с дополнительной литературой 8. (для самостоятельного изучения).
Как правило, учебник включает следующие структурные компоненты: теоретические сведения; аппарат организации работы (вопросы, задания); иллюстративный материал и аппарат ориентировки (указатели, оглавление, заголовки и т. п.).
Основными признаками хорошего учебника являются: доступное научное изложение, формирующее у ученика логичность, доказательность мышления, познавательную активность и интересы; ведущая роль теоретических положений, определяющих систему и характер практических навыков и умений; удачный подбор фактов, пояснений, примеров, иллюстраций, позволяющих усвоить содержание научного материала; интересные упражнения, практические работы, задания на сообразительность, пытливость мысли; связь учебного материала с жизнью и бытом людей; хорошее оформление; соответствие учебника школьной программе.
Тезисы: Работа с учебником экономит силы и время учителя при плодотворной работе на уроке. Учебник помогает реализовывать заложенные в нем возможности дифференцированного обучения. Владение навыками работы с учебником повышает эффективность учебного процесса. Учебник – опора учителя в разработке урока и всех его звеньев.
Игровые формы работы с учебником 1.Вопрос-ответ. Быстро, внимательно прочитать текст. Iвариант задает вопросы II вариант находит и зачитывает ответ. Соревнования на лучший вопрос и лучший ответ стимулирует у уч-ся к чтению текста параграфа. 2. Шпаргалка. Прочитать текст параграфа и составить краткий его конспект. Затем любой из учащихся получает тетрадь и должен по данной «шпаргалке» пересказать текст. 3. Дотошный ученик. Для усвоения материала нужно уметь запоминать самые мелкие подробности текста. Прочитайте текст и составьте список вопросов к нему. У кого этот список будет длиннее и дотошнее, тот и выиграл. 4.Части текста (по ролям). Познакомиться с текстом. Теперь разделимся на 4 группы (по ролям). Одна группа будет называться «введение» («учитель»), вторая - «основная мысль», третья - «заключение», четвертая - «дополнение». Играющие пересказывают текст по порядку, группа «дополнение» имеет право взять слово после любого выступления. 5.Коллективный рассказ. Познакомиться с текстом. Затем его надо пересказать (лучше по рядам) так, чтобы принимало большое число учащихся в рассказе, а также рассказ не прервался. Можно использовать дополнительную литературу. 6.Очевидное-невероятное. Прочитать текст, написать уточняющие или решающие вопросы по тексту. Затем учитель объясняет тему, а ученики задают вопросы.
Средства обучения это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно- практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т. д.
Средства обучения: основныенеосновные 1) школьный учебник; 2) учебные материалы, дополняющие учебник (сборники упражнений, справочники, словари); 3) наглядные пособия различных типов. пособия, предназначенные не для всего учебного процесса, а только для отдельных его сторон, например, раздаточный материал, транспаранты, диапозитивы и т. д.
К средствам обучения примыкают: - различные виды учебной техники; - учебные принадлежности: классная доска, магнитофон, киноаппарат, тетради и т. д.
Школьный учебник – это специальная книга, излагающая основы научных знаний по предметам, предназначенная для достижения учебных целей.
функции учебника: - информационная, - трансформационная, - систематизирующая, - воспитательная
В учебнике в отличие от программы дается трактовка явлений, уточняется содержание изучаемых понятий, включаются задания на закрепление знаний.
Формирование различных умений. Учебник определяет: - объем сведений об изучаемых понятиях; - способствует формированию у школьников необходимых способов деятельности; - содержит описание понятий, фактов и явлений, - включает достаточное количество разнообразных интересных и содержательных упражнений и заданий, расположенных в определенной, методически оправданной последовательности, содействует развитию школьников, формированию у них материалистического мировоззрения, воспитанию высоких моральных качеств.
Учебник включает следующие структурные компоненты: – теоретические сведения; – аппарат организации работы (вопросы, задания); – иллюстративный материал и аппарат ориентировки (указатели, оглавление, заголовки и т. п.).
Классификация текстов основныедополнительные описываются факты и явления языка и речи, даются определения понятий, перечисляются их основные признаки, делаются выводы и обобщения, предлагаются задания и упражнения, на основе которых формируется система умений и навыков, выводятся правила и т. п. даются материалы для справок, примечания, разъяснения, образцы рассуждений (или способы применения правил) и т. п.
Аппарат организации работы включает те вопросы и задания, которые организуют наблюдения учащихся над фактами и явлениями, способствуют систематизации и обобщению изученного, направляют деятельность учащихся в процессе формирования у них умений и навыков.
Иллюстративный материал (рисунки, схемы, таблицы, графические обозначения и т. п.) способствует более глубокому осознанию изучаемых явлений, поэтому он тесно связан с основным учебным текстом, наглядно представляет то, о чем в нем говорится, дополняет, конкретизирует его, а в ряде случаев восполняет материал, отсутствующий в тексте.
Аппарат ориентировки (указатели, заголовки, оглавление) помогает учащимся понять внутреннюю структуру учебника, дает представление о содержании и построении учебного материала, позволяет ориентироваться в содержании учебника в целом, быстро найти нужные сведения и т. п.
Учитель должен знать, как строится учебник, чтобы методически верно использовать весь материал, представленный в учебной книге, объяснить школьникам тем или иным способом на определенном этапе работы смысл и назначение всех ее компонентов
Учебник предназначен и для учащихся, и для учителя. Ученик Учитель источник информации, справочное пособие, средство овладения умениями. источник методической системы, с помощью учебника он определяет методы работы со школьниками на разных этапах освоения материала.
Доля самостоятельности действий учащихся постепенно увеличивается
Перед учителем стоит задача – сделать работу по анализу материалов для наблюдений более разнообразной. Для этого необязательно ограничиваться теми вопросами и заданиями, которые есть в учебнике, – можно использовать новые с учетом развития познавательной активности учащихся.
Образцы таких заданий: 1. Самостоятельно разобраться в материале для наблюдений и привести свои примеры, аналогичные данным; 2. Разобраться в материале параграфа и дать дополнительные вопросы; найти то, о чем не говорили на прошлых уроках; отметить то новое, что узнали по сравнению с начальной школой; 3. Составить план ответа параграфа; 4. Сопоставить материалы двух параграфов и составить общий план их пересказа и т. п.
Развитие познавательной активности учащихся и формирование опыта творческой деятельности - использование упражнений продуктивного характера; - применение частично поисковых заданий; - самостоятельный анализ фактов, делать выводы и обобщения.
Индивидуализации и дифференциации обучения в учебниках при работе с теоретическими сведениями Сильные учащиесяСлабые учащиеся предлагаются вопросы и задания для самостоятельного наблюдения фактов и явлений языка. Этой группе школьников адресованы вопросы и задания повышенной трудности, помеченные специальным значком (в списке условных обозначений в учебниках для каждого класса ). Предлагаются теоретические сведения, которые необходимо только осознать без обязательного запоминания
Задания, направленные на формирование умений и навыков. Сильные учащиеся Средние учащиеся Слабые учащиеся могут выполнять не все задания, а только те из них, которые представляют известную трудность. предлагается выполнить задания для повторения изученного материала или произвести указанные виды разбора (они помечены специальными значками). предлагается работа, требующая активизации мышления и памяти по отношению только к одной группе фактов.
Таким образом, и теоретические, и практические материалы учебников дают возможность дифференцировать их по степени важности, сложности, практической значимости, учитывать индивидуальные особенности школьников при изучении определений и правил, в процессе формирования умений и навыков.
Система повторения пройденного в учебниках. Регулярность повторения – необходимое условие организации учебного процесса. Действующие учебники обеспечивают реализацию этой задачи. В них включены специальные разделы, содержащие материалы для повторения, изученного на разных этапах процесса обучения: в начале учебного года, в начале изучения каждой новой темы, в конце изучения темы (или раздела), в конце учебного года. При повторении в начале года и перед изучением новой темы даются задания и упражнения для воспроизведения и уточнения знаний и умений, полученных школьниками на предшествующих этапах работы. При повторении в процессе изучения темы (попутное повторение), а также после ее изучения и в конце года даются задания для закрепления и систематизации пройденного.
Справочные материалы учебников. В действующих учебниках решается еще одна важная методическая задача – обучение школьника умению самостоятельно пополнять и уточнять свои знания по предметам.
Методический аппарат учебников. В действующих учебниках заложена определенная методическая система, понимание которой дает учителю возможность оптимально и эффективно решать стоящие перед ним учебные задачи.
Основными компонентами этой системы являются следующие: 1. Использование разнообразных способов и форм предъявления информации, подачи нового материала. 2. Разграничение материала по степени его важности для овладения изучаемой темой в целом. 3. Наличие материалов, с помощью которых школьники обучаются способам деятельности (образцы рассуждений, способы применения правил, образцы разбора и т. п.). 4. Наличие в учебниках упражнений, направленных на формирование и совершенствование всех предусмотренных программой специальных умений и навыков. 5. Обеспечение регулярного повторения и систематизации пройденного материала. 6. Наличие в учебниках разнообразного наглядного материала. 7. Наличие материалов, с помощью которых у школьников формируются общепредметные умения.
Учебник – это книга, которая может многому научить учащихся. Но сначала мы должны научить их пользоваться этой книгой.
Решение Педсовета: 1. Активизировать работу с учебником на различных этапах урока; 2. Активнее использовать возможности учебника для развития познавательной активности учащихся. С этой целью больше использовать упражнения продуктивного характера, поисковые задания. 3. Активнее использовать возможности учебника для индивидуального обучения, интенсификации учебного процесса и формирования общепредметных умений. 4. Заместителям директора по УВР продумать систему распространения педагогического опыта учителей по данному вопросу. 5. На школьном сайте разместить материалы подготовленные для педсовета. Ответственная Н.В. Сердова.