МОДАЛЬНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩИХСЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ Педагог-психолог МКОУ СОШ 2 п. Жигалово Фролова Н.А.
Формирование учебной мотивации школьников на организационном этапе урока
Формирование мотивации на познавательном уровне Ориентация на: положение в коллективе авторитет социальная значимость данного вида деятельности самоуважение в личностном плане Характерна ориентация на оценку и похвалу учителя Ориентация на: познавательные мотивы усвоение знаний и их глубина высокая потребность в умственной деятельности Характерна значимость качество знания, а не балловая оценка учителя. ПравопошарныеЛевополушарные
Формирование мотивации на пространственном уровне Направление взгляда – влево. Значимая полусфера пространства – левая. Посадка – учитель и доска слева. Визуалы – первые парты. Кинестетики – последние парты. Направление взгляда – вправо. Значимая полусфера пространства – правая. Психофизиологическо е место за партой находится на первом ряду. ПравополушарныеЛевополушарные
Примерна схема расположения учащихся в классе. Классная доска 1-й ряд 2-й ряд 3-й ряд Левополушарные Равнополушарные Правополушарные Аудиалы визуалы визуалы аудиалы кинестетики кинестетики Правильное определение психофизического места каждого ученика в классе активизирует учебный процесс, предупреждает возникновения невроза и стресса, снимает неосознаваемую реакцию защиты от новой информации
Формирование мотивации на сенсорном уровне Лучшее восприятие информации с классной доски – светлая доска и тёмный мел Лучшее восприятие информации с классной доски – тёмная доска и светлый мел Правополушарные Левополушарные
Формирование мотивации на биохимическом уровне На уроке, где познавательные процессы протекают на фоне естественного познавательного процесса и положительных эмоций, у обучающихся вырабатываются аминомасляная кислота, ацетихолин, интерферон, интерклеймины, которые активизируют процесс усвоения знаний. На уроке, где обучение построено на принуждении, негативных эмоциях и создаёт ситуацию стресса, у обучающихся вырабатывается адреналин и кортизол, которые снижают способность к учению и запоминанию. Необходима ситуация радости и успеха в процессе обучения!
Формирование учебной мотивации школьников на операционном этапе урока
Словоупотребление Визуалы –слова, связанные с деятельностью глаз («видеть», «показывать», «обозревать», «ясная картина» и т.д. Кинестетики – «ухватывать», «чувствовать», «касаться», «мы понимаем друг друга с полужеста» и т. д. Аудиалы – «слушать», «звучать», «настраивать», «мы понимаем друг друга с полуслова» и т. д. Полимодальные (нейтральные) – слова, подходящие к любой модальности.
Особенности в обучении и поведении Визуалы – наблюдательны, ориентированы на внешний вид, с трудом запоминают инструкции, хорошо запоминают образы, не отвлекаются на шум, в чтении успешны, отличаются живой образной фантазией. При обучении следует использовать схемы, таблицы, важное выделять цветом. Лучше усваивает при чтении материала. Рабочее место должно быть хорошо освещено, чтобы не было помех для зрительного восприятия.
Особенности в обучении и поведении Кинестетики – при общении стоят близко, стараясь коснуться, подвижны, имеют хорошо развитую координацию, много жестикулируют, помнят общее впечатление, слабы в деталях, имеют хорошую интуицию. При обучении следует использовать жесты, необходимо применять задания практической деятельностью. Для повышения работоспособности необходимо комфортное состояние, низкая или высокая температура в кабинете замедляет протекание познавательных процессов
Особенности в обучении и поведении Аудиалы – говорят ритмически, отвлекаются на шум, предпочитают счёт и письмо, обучаются слушая, хорошо читают незнакомые слова, любят споры, дискуссии. При обучении можно использовать вариации голоса (громкость, паузы, высоту), лекционные методы обучения. Работоспособность повышается в условиях тишины, незначительный шум мешает усвоению информации (помехи для слухового восприятия).
Советы педагогу Замечания ученикам необходимо делать на языке их модальности: визуалу – покачать головой, погрозить пальцем; кинестетику – легко прикоснуться к плечу; аудиалу – сказать шепотом: «Ш-ш-ш» В процессе обучения учитель должен обладать гибким стилем деятельности, включающими множество поведенческих реакций, воздействующих на визуальную, аудиальную, кинетическую сенсорные системы Именно такое обучение говорит о мастерстве, творчестве и энтузиазме педагога.
Формирование учебной мотивации школьников на результативном этапе урока
Оценивая правополушарных обучающихся, рекомендуется использовать вопросы «открытого» типа, творческие отчёты и т.д. Визуал должен «увидеть» результат своей учебной деятельности в цветном изображении, а кинестетик «ощутить» через самостоятельное изображение результата, например, в графике. Оценивая левополушарных, рекомендуется использовать задания «закрытого» типа (тесты).
«ШКОЛЬНИК НАУЧАЕТСЯ БОЛЬШЕМУ, КОГДА ОН ВОВЛЕЧЁН ПОЛНОСТЬЮ: ЭМОЦИОНАЛЬНО, ВИЗУАЛЬНО, АУДИАЛЬНО И КИНЕСТЕТИЧЕСКИ, И НАЗЫВАЕТСЯ ЭТО ОБУЧЕНИЕ ЦЕЛОГО РЕБЁНКА. ПРИ ОБУЧЕНИИ ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА, СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ОПЫТ УЧАЩИХСЯ ТАКЖЕ ВАЖНЫ, КАК И НАУЧНЫЕ ФАКТЫ И КОНЦЕПЦИИ» Л.ЛЛОЙД
Литература: 1. Столяренко Л.Д.Педагогическая психология.Ростов/Д.: «Феникс», Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., Сиротюк А.Л. Модальностные характеристики учащихся как основа формирования учебной мотивации // Народное образование С. 132 – 138.