Министерство образования Удмуртской Республики Учебно – методический комплекс по теории и методике обучения иностранному языку обучения иностранному языку 31 октября 2007 года
Содержание УМК УМК Стандарт дисциплины Технология обучения Учебная программа Цели и задачи дисциплины Объем дисциплины Требования к содержанию Содержание дисциплины Методические рекомендации Содержание КСР Тематика курсовых работ Учебно- методическое обеспечение Материально- техни- ческое обеспечение Учебная практика Контрольно – измери- тельные материалы
Стандарт дисциплины Теоретические основы методики обучения иностранному языку. Система обучения иностранному языку в школе. Цели, содержание, принципы, методы и средства обучения иностранному языку в разных типах учебных заведений. Концептуальные основы учебника иностранного языка. Урок как основная единица учебного процесса. Типы, виды уроков, технология их проведения. Система упражнений. Обучение основным видам речевой деятельности. Контроль в обучении иностранному языку. Современные технологии в обучении иностранному языку. Основные направления в теории и практике обучения иностранному языку. Основные разделы дисциплины
Технология процесса обучения Технология обучения Лекционные занятия Семинарские занятия Самостоятельная работа Учебная практика Диагностика и Контроль знаний
Учебная программа Дисциплина «Теория и методика обучения иностранному языку» Специальность «Информатика и английский язык» Учебные годы: 2005 – 2010 Ведущие преподаватели: доцент Смирнова М.Н. Семестры: Формы отчетности: контрольная работа – 7 семестр экзамен - 7, 10 семестры курсовая работа - 6 семестр учебная практика - 6, 8, 9 семестры Всего часов: 76 часов аудиторных – 36 часов из них: лекций – 16 часов семинарских – 16 часов КСР - 4 часа самостоятельная работа – 40 часов
Формирование умений и навыков преподавания иностранного языка Ознакомление студентов с современными тенденциями в обучении иностранным языкам. Изучение положительного опыта преподавания иностранного языка в России и за рубежом. Формирование у студентов на лекционных и семинарских занятиях умений, необходимых в практической деятельности учителя иностранного языка. Ознакомление студентов со специальной методической литературой по предмету с целью повышения их методического и профессионального уровня. Формирование у студентов - будущих педагогов гуманистических качеств личности. Задачи дисциплины Цели дисциплины
Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студент должен Знать специфику объяснения артикуляции звуков, методику работы с лексическим и грамматическим материалом. Уметь научить учащихся осуществлять диалогическую и монологическую речь с использованием основных лексико- грамматических средств в коммуникативных ситуациях общения. Владеть навыками преподавания иностранного языка с использованием основных современных методик.
Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работыВсего часовСеместры Общая трудоемкость767 Аудиторные занятия367 Лекции167 Семинары167 КСР47 Самостоятельная работа студентов407 Рефераты / курсовые работыкурсовая р - та6 Вид итогового контроля: экзамен/ зачетэкзамены7, 10 Учебная практика6, 8, 9
Содержание дисциплины Тематический план Цели, задачи обучения иностранному языку Методика обучения иностранному языку как наука Методика обучения произносительной, грамматической, лексической стороне речи, диалогическому общению, чтению, письму и др. Специфика обучения иностранному языку на начальном этапе. Сущность коммуникативного метода обучения. Современный урок. Планирование. УМК учителя. Контроль при обучении иностранному языку. Современные методы обучения иностранному языку. Самостоятельная работа учащихся. Использование невербальных средств общения, игр, ТСО, ПК при обучении иностранному языку. Индивидуальный подход в обучении. Гуманизация процесса обучения.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Языковые реалии и нормы речевого этикета страны изучаемого языка Особенности фонетической, лексической, грамматической и стилистической стороны речи Литературу и искусство страны изучаемого языка На современном этапе знание иностранного языка крайне необходимо, т.к. специалист в любой области должен уметь общаться с носителем языка на коммуникативно-достаточном уровне, уметь обсуждать актуальные проблемы, читать и понимать текст на иностранном языке. Поэтому студенту необходимо знать: Как будущий учитель иностранного языка, студент должен : уметь работать в рамках различных современных методик владеть современными компьютерными технологиями, необходимыми для обучения иностранному языку уметь на практике применить полученные знания
Содержание контроля самостоятельной работы Разработка планов пробных уроков по различным темам Подбор дидактического материала для составления плана-конспекта и проведения уроков Разработка деловых, ролевых игр и проведение их в своей студенческой группе Самостоятельное изучение методической литературы по вопросам преподавания иностранных языков в школе и вузе Подготовка сообщений по актуальным аспектам методики обучения иностранным языкам Самостоятельная работа по программе «English Discoveries Network» и составление конспектов уроков с использованием элементов программы Разработка планов уроков с использованием различных компьютерных технологий для дальнейшего внедрения их в своей профессиональной деятельности
Примерная тематика курсовых работ 1.Специфика обучения грамматике через песни по английскому языку. 2.Игра как эффективное средство обучения иностранному языку. 3.Использование нетрадиционных методов обучения иностранному языку. 4.Дистанционное обучение как метод обучения английскому языку. 5.Специфика работы над лексикой на начальном этапе обучения. 6.Приемы и способы обучения устному общению учащихся в средней школе. 7.Специфика обучения иностранному языку через культуру страны изучаемого языка. 8.Использование компьютерных технологий при обучении иностранному языку в школе. 9.Использование невербальных средств общения при обучении иностранному языку. 10.Особенности методики обучения иностранному языку детей дошкольного возраста. Курсовая работа по методике обучения иностранному языку – завершающее звено в работе студента по овладению теорией и практикой преподавания изучаемого языка.
Учебно – методическое обеспечение дисциплины 1.А.А. Алхазишвили «Основы овладения устной иностранной речью». 2.В.Д. Аракин «методика преподавания английского языка в старших классах». 3.И.Л. Бим «Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника». 4.С.И. Заремская, А.А. Слободчиков «Развитие инициативной речи учащихся». 5.Б.Ф. Корндорф «Методика преподавания английского языка». 6.М.В. Ляховицкий «Методика преподавания иностранных языков». 7.Е.А. Маслыко «Настольная книга преподавателя иностранного языка». 8.Е.И. Пассов «Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению». 9.Е.И. Пассов «Урок иностранного языка в средней школе». 10. Е.И. Пассов, В.П. Кузовлев, В.Б. Царькова «Учитель иностранного языка. Мастерство и личность». 11.Г.В. Рогова и др. «Методика обучения иностранным языкам». 12.М.Ф. Стронин «Обучающие игры на уроках английского языка». 13.М.Э. Сухолуцкая, В.В. Мошков «Методические рекомендации по начальному обучению английскому языку учащихся младших классов». 14.Журнал «Иностранный язык в школе».
Материально – техническое обеспечение дисциплины ТСО Аудио- магнитофоны Видео- магнитофон Электронные компьютерные программы Аудио-, видео-, CD- обеспечение дисциплины
Учебная практика 1) Посещение занятий учителей английского языка в школе. 2) Написание конспектов посещенных уроков учителей: 3) Написание отчета по итогам прохождения педпрактики. Учебная практика по дисциплине предусмотрена в 6-ом, 8-ом и 9-ом семестрах. Требования к педагогической практике в 8-ом семестре 1) Проведение уроков: пробных, стажерских, зачетных. 2) Посещение занятий учителей английского языка в школе. 3) Написание конспектов посещенных уроков учителей: 4) Написание конспектов своих уроков 5) Написание характеристики класса, в котором проходила практика. 6) Написание отчета-самоанализа по итогам прохождения педпрактики. Требования к педагогической практике в 6-ом семестре
1) Проведение уроков: пробных, стажерских, зачетных. 2) Посещение занятий учителей английского языка в школе. 3) Написание конспектов посещенных уроков учителей: 4) Написание конспектов своих уроков 5) Провести внеклассное мероприятие по английскому языку. 6) Написание конспекта проведённого внеклассного мероприятия. 7) Написание отчета-самоанализа по итогам прохождения педпрактики. 8) Оформление документации. Учебная практика Требования к педагогической практике в 9-ом семестре
Контрольно – измерительные материалы Контрольно – измерительные материалы Контрольные задания по дисциплине Тематика вопросов к семестровому экзамену Перечень вопросов к госэкзамену
Контрольные задания по дисциплине 1.Предложите серию упражнений для формирования навыков аудирования и задания для контроля прослушанного текста. 2.Предложите предтекстовые и послетекстовые упражнения по одному из текстов учебника. 3.Предложите задания для контроля знаний лексики. 4.Предложите систему упражнений для формирования произносительных навыков. 5.Предложите серию коммуникативных упражнений или заданий для развития речи учащихся по теме «Природа, экология …». 6.Предложите задания для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 7.Составьте серию заданий и упражнений по введению новой лексики в форме презентации. 8.Составьте серию заданий для проверки знаний лексики (грамматики) с множественным выбором в форме электронной программы.
Тематика вопросов к семестровому экзамену Цели, задачи обучения иностранному языку Методика обучения иностранному языку как наука Методика обучения произносительной, грамматической, лексической стороне речи, монологической речи, диалогическому общению, чтению, письму, пониманию аудируемой речи и др. Специфика обучения иностранному языку на начальном этапе. Сущность коммуникативного метода обучения. Современный урок. Планирование. УМК учителя. Контроль при обучении иностранному языку. Современные методы обучения иностранному языку. Самостоятельная работа учащихся. Использование невербальных средств общения, игр, ТСО, ПК при обучении иностранному языку. Индивидуальный подход в обучении. Гуманизация процесса обучения.
Вопросы к госэкзамену 1) Цели и задачи обучения иностранному языку. 2) Методика обучения иностранному языку. 3) Методика обучения произносительной стороне речи. 4) Методика обучения монологическому высказыванию. 5) Методика обучения грамматике. 6) Методика обучения письму. 7) Сущность коммуникативного метода обучения. 8) Методика обучения лексической стороне речи. 9) Методика обучения диалогическому общению. 10) Методика обучения аудированию. 11) Методика обучения чтению. 12) Система работы с текстом. 13) Контроль знаний, умений и навыков учащихся по иностранному языку. 14) Учет технических особенностей обучающихся. 15) Планирование, требования к планированию. Виды планов. 16) Использование учебных игр при обучении. 17) Использование ТСО при обучении. 18) Современный урок иностранного языка. 19) Внеклассная работа по иностранному языку. 20) Методика обучения иностранному языку на начальном этапе обучения. 21) Методика работы над домашним чтением. 22) Современные методы обучения иностранному языку. 23) Речевая ситуация как средство развития неподготовленной речи. 24) Самостоятельная работа учащихся. 25) Использование невербальных средств общения при обучении иностранному языку.
Министерство образования Удмуртской Республики Учебно – методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Информатика и английский язык» _________. Учебно – методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Информатика и английский язык» _________. Программу составила: Программу составила: Смирнова М.Н., к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения иностранному языку ГГПИ. Смирнова М.Н., к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения иностранному языку ГГПИ. 31 октября 2007 года