Спор о назначении человека: «три правды» в пьесе Горького «На дне», их трагическое столкновение Автор презентации: учитель НРМОБУ «Салымская СОШ 2» Курочкина М.В.
Цель: Показать учащимся, как жанровое своеобразие пьесы «На дне» отражается в конфликтах; выявить жизненную позицию героев пьесы, охарактеризовав их образы; создать проблемную ситуацию и помочь учащимся сформировать мнение о луке, его роли в пьесе и его влиянии на судьбы героев; продолжить формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения; способствовать формированию собственной точки зрения, активной жизненной позиции, умению сопереживать. Оборудование: Текст пьесы, рм для работы в группах, запись на доске (или фото-презентация).
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание пьесы; комментируют фрагменты из неё, раскрывающие жизнь обитателей ночлежки; анализируют сцены споров персонажей пьесы, выявляя авторскую позицию; дают собственную оценку героям; делают выводы о гуманизме пьесы и способах его выражения; комментируют фрагменты пьесы, раскрывающие умонастроения персонажей; характеризуют героев, раскрывая смысл их высказываний; делают выводы об идейном содержании пьесы. Форма проведения: Урок-исследование.
Актуализация опорных знаний Беседа В чём причины ссор между обитателями ночлежки в пьесе М. Горького «На дне»? Чьи судьбы вас особенно потрясли и почему? Определите основное содержание и отметьте стадии развития конфликта в пьесе «На дне».
В пьесе М. Горький стремился не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по- настоящему новаторскую философско- публицистическую драму. Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов трагическое столкновение трёх правд, трёх представлений о жизни.
Пьеса М. Горького «На дне» актуальна и в XXI в.; её ставят во многих театрах стран СНГ, режиссеры и актёры ищут всё новые и новые краски для горьковских героев, меняют костюмы и декорации. Но дух захватывает, когда осознаёшь, что в пьесе, написанной более ста лет назад, отражена наша действительность: есть свалки и места, где доживают обречённые, сломанные жизнью люди; где искалеченная молодость мечтает о чистой любви и ждёт принца, который возьмёт за руку и выведет из кошмара; где так же спиваются отброшенные прогрессом и изменениями в обществе рабочие и так же ходят, предлагая иллюзорное утешение, странные люди, уверяющие, что им открыта правда. И мы ищем ответ: что есть истина, что нужно человеку жестокая реальность, утешение любой ценой или что-то третье? Об этом и пойдёт разговор сегодня на уроке.
М. Горький определил жанр своего произведения как социально-философскую драму. Бубнов, картузник, 45 лет Справка. Прозвище Бубен давали: 1) мастеру, делающему ударный музыкальный инструмент; 2) тому, кто беспрерывно болтает, неразборчиво бубнит, говоруну, вруну, мошеннику; 3) промотавшемуся или проигравшемуся в карты (метонимия на основе названия карточной масти) или разорившемуся бедолаге; 4) глупцу (бубны в голове без царя в голове), лентяю, прихлебателю. Ср. также выражение «забубённая головушка», то есть пропащий человек. Бубнова и Анну зритель видит только в пределах костылёвской ночлежки. Даже в III акте, когда все остальные ночлежники оказываются «на воле» (на «пустыре»), он остаётся в подвале, выглядывая оттуда в окно. Почему? «В любимом вся душа» с этим утверждением Луки можно согласиться. У картузника Бубнова «любимое» острожная песня, которую он самозабвенно распевает с Кривым Зобом, та, которую «испортил» актёр. Что вы можете сказать о душе Бубнова, судя по этой песне? В ответ на замечание Луки: «Погляжу я на вас, братцы, житьё ваше о- ой!..» Бубнов отвечает: «Такое житьё, что как по утру встал, так и за вытьё». Картузник при этом переиначивает пословицу: «Без правды житьё вставши, да и за вытьё». В чём смысл такого изменения?
Сатин, лет под 40 Справка. Сатин от Сата, Сатя сокращённые варианты имени Сатир (в греческой мифологии Сатиры боги плодородия из свиты Диониса, бога виноделия; они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, любят вино). Как вы думаете, почему фамилия героя пьесы образована от уменьшительного, «домашнего» (уличного) варианта божественного имени? Фамилию Сатин Связывают также с «князем тьмы» Сатаной. Считаете ли вы оправданным такой подход, если «да», то почему? Литературовед А. Новикова называет Сатина «новым Данко, превратившимся из романтика в реалиста», который «не может вести за собой людей, освещая дорогу лучами собственного сердца», ибо «у него нет сил». Правомерно ли такое уподобление? Существует мнение, что Сатин идеолог наподобие Раскольникова, для которого Наполеон и Магомет образцы людей, право имеющих, в том числе и на пролитие крови. Какая точка зрения вам кажется более справедливой и почему? А нельзя ли иначе объяснить факт обращения Сатина к этим историческим деятелям? Как вы понимаете слова Сатина: «что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!»?
Лука, странник, 60 лет Справка. Лука Лукиан (лат. Светлый, светящийся). Лукой звали и одного из 70 учеников Христа, посланных Им «во всякий город и место, куда Сам хотел идти», автора одного из канонических Евангелий и «Деяний апостолов», искусного врача. В Евангелии от Луки подчёркнута любовь Христа к беднякам, блудницам, вообще грешникам. Лукавый хитрый, умышляющий, коварный, скрытный и злой, обманчивый, притворный тип странника «прижился» в русской литературе давно. Вспомните, например, Феклушу из драмы а. Н. Островского «Гроза». Можно ли говорить о типологическом сходстве этих персонажей? Внешность Луки описана довольно подробно: автор сообщает о его вещах: палке, котомке, котелке и чайнике, однако о росте, телосложении и пр. «приметах» он умалчивает. Каким вы представляете себе странника, какими внешними данными должен обладать этот персонаж, во что должен быть одет? Как бы вы «смоделировали» биографию Луки? Почему, например, странник не рассказывает сказок (в буквальном смысле этого слова) ночлежникам? Как вы думаете, была ли в его жизни любовь? Почему он сам себя называет то беглым, то прохожим? Можно ли Луку назвать «бывшим человеком»? Попробуйте объяснить, почему Лука старше прочих персонажей пьесы. Костылёв ближе всех луке по возрасту. Как вы считаете, почему обоих «старцев» ночлежники называют шельмами, а Василиса величает своего мужа каторжником? Заметили ли вы, что в последнем разговоре Костылёв поучает Луку: «Не всякая правда нужна»? Что вам говорит о характере странника его «дребезжащий смех»? Вспомните, как Васька Пепел характеризует пение луки, а также авторскую ремарку, сопровождающую явление луки в сцене столкновения Пепла с Костылёвым: «воющее позёвывание». Как вы считаете действительно ли Лука жалеет людей? Как вы понимаете слово «жалость»? Можно ли сказать, что странник равнодушно смотрит на смерть, мерзость, тьму вокруг себя? «Возжигает» ли он в каждом человеке самосознание, его собственную правду? Действительно ли пассивность может быть активной? В чём же тогда секрет его обаяния, почему к нему тянутся ночлежники ведь они-то «тёртые калачи», «стреляные воробьи», которых на мякине не проведешь, и человеку они цену знают?
«мозговой штурм» (в группах) Задание для 1-й группы. Горький порой говорил о Луке как пародии на Платона Каратаева и удивлялся, что этого не замечают. Попробуйте решить, можно ли Луку считать пародией на толстовского персонажа. Подумайте: существуют ли для Луки «бесполезные» люди? Задание для 2-й группы. Давайте понаблюдаем за тем, в какой последовательности располагаются в пьесе монологи Луки, и попробуем вывести некий алгоритм его «историй»: рассказ о загробном мире, обещание успокоения; рассказ о лечебнице для алкоголиков; рассказ о Сибири, «золотой стороне»; рассказ о случае под Тобольском-городом; рассказ о «праведной земле»; рассказ о том, «для чего люди живут». Какую закономерность вы обнаружили? Во что из рассказанного, на ваш взгляд, верит сам Лука? Представьте, что Лука возвращается в ночлежку через несколько месяцев после самоубийства Актёра. Как его встретят «бывшие люди»? Задание для 3-й группы. Вероятно, вы уже заметили, что один из главных (если не самый главный) пунктов, в котором сходятся, пожалуй, все рассуждения героев пьесы, это вопрос о цели жизни человека (или человечества). Характерно, что точку зрения Луки доносит Сатин (последний даже старается подражать манере странника говорить). Как вы думаете, почему?
Первая правда правда Бубнова, её можно назвать правдой факта. Бубнов убеждён, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… чего жалеть… ты везде лишняя… да и все люди на земле лишние». Как видим, Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием. Для него правда жестокий, убийственный гнёт бесчеловечных обстоятельств.
В чём правда Бубнова? «На что мне совесть? Я не богатый!» «люди все живут… как щепки по реке плывут…» «Все люди на земле лишние…» «Всё сказки…» «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты…»
Вторая правда правда Луки правда сострадания и веры в Бога. Приглядевшись к босякам, он для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду: рассказывает Актёру о лечебнице для алкоголиков, советует Пеплу уйти в Сибирь, Анне говорит о счастье в загробном мире. То, что говорит Лука, нельзя назвать просто ложью. Скорее он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации выход есть. «Все ищут люди, все хотят как лучше, дай им, Господи, терпенья!» искренне говорит Лука и добавляет: «Кто ищет найдёт… Помогать только надо им…». Лука несёт людям спасительную веру. Он думает, что жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно излечить его душу, чтобы самый последний вор понял: «лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно… было уважать…»
В чём правда Луки? Во что веришь, то и есть…» «Христос всех жалел и нам велел». «человек всё может… лишь бы захотел…» «… Если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…» «Всяко живёт человек… как сердце налажено, так и живёт…» Лука И. Москвин. Барон – В. Качалов. Спектакль Московского Художественного театра Лука И. Фальстрэм. Спектакль театра Альмы и Иохана Фальстрам. Христиания (ныне Осло), Норвегия. Фото 1903
Третья правда правда Сатина. Он верит в человека, как в Бога. Он считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и сострадании. «Какая польза тебе, если я тебя пожалею?» спрашивает он Клеща, а затем произносит свой знаменитый монолог о человеке: «Существует только человек, всё же остальное дело его рук и его мозга! че-ло-век! Это великолепно! Это звучит гордо!» Сатин говорит не просто о сильной личности. Он говорит о человеке, способном перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания.
В чём правда Сатина? «Всё в человеке, всё для человека. Существует только человек, всё же остальное дело его рук и мозга! че-ло-век! Это великолепно! Это звучит гордо! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью…» «что такое правда? человек вот правда!» «ложь религия рабов и хозяев… Правда бог свободного человека!» Сатин Е. Говинд. Спектакль театра Альмы и Иохана Фальстрам. Христиания (ныне Осло), Норвегия. Фото 1903 Сатин Р. Валентин. Спектакль Kleines Theater, Берлин. Фото 1903
ролевая игра (в группах) Я предлагаю вам «примерить» правду героев М. Горького на нашу реальность. Перед вами девушка (одна из учениц класса), которая имеет достаточный и высокий уровень учебных достижений, и вдруг за государственную итоговую аттестацию (экзамен) по русскому языку она получает «2» балла. Помогите советом, исходя из «правды» героев пьесы, пережить этот трудный момент. а она решит, чьи слова утешения ей действительно помогли.
«Три правды» трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и что само понятие Правды многомерно. Яркий пример тому и одновременно момент столкновения разных правд монолог Сатина о гордом человеке. Этот монолог произносит пьяный, опустившийся человек. И сразу возникает вопрос: этот пьяница, опустившийся человек тот же самый, который «звучит гордо»? Положительный ответ сомнителен, а если отрицательный то как же быть с тем, что «существует только человек»? Получается, что для того, чтобы воспринять правду слов Сатина о гордом человеке, нужно не видеть Сатина, облик которого это ведь тоже правда. Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе то, что М. Горький заставляет ещё острее почувствовать несправедливость общественного устройства, задуматься о человеке, его свободе. Он говорит: не надо мириться с неправдой, несправедливостью, необходимо сберечь в себе доброту, сострадание, милосердие.
Использованы материалы сайта