Дыхание Готики в костелах Словакии. Created by Пашигорова Л. и Аникеева К. (11 «А»)
Немного о самом готическом стиле. В эпоху Возрождения возник термин «готическое искусство». Слово готика произошло от латинского слова Gotico – готский, по названию германского племени готов. Готика считалась искусством примитивным, варварским. Такое отношение к готическому искусству изменилось лишь в XIX веке, когда средневековье перестали считать «темными веками». Термин «готический» в современном искусствоведении применяется для обозначения периода развития искусства средних веков с конца романской эпохи до эпохи Возрождения, т. е. С XIII в. до XV в.
Готические соборы. Готические соборы отражали стройность божественного миропорядка и олицетворяли «божественную Вселенную». Собор представлял собой художественную модель мироздания, в которой существовало равновесие между божественным и человеческим.
Новые архитектурные решения. Переход от романской архитектуры к готике стал возможен лишь благодаря применению новых технологических элементов в конструкции здания.
Фасады готических соборов. В отличие от романского храма, построенного по четкому плану, готический собор часто асимметричен, каждый портал строго индивидуален.
Скульптура в готике. Водостоки выполнялись в виде различных чудовищ и дьяволов, которые должны охранять собор от нашествия нечистых сил. Скульптура царит в соборных порталах, распространяется по всему фасаду, причудливо используя каждый выступ, каждую архитектурную деталь.
Кошицкий собор. Костел Святой Елизаветы – самый большой католический костел во всей Словакии. Строительство собора, начавшееся в 1380г, проводилось на средства торговцев солью.
Из истории строительства. Строительство собора продолжалось около столетия, но через 48 лет костел сгорел. В огне погибло 18 из 22 алтарей. Реконструированный в конце XIXв., костел получил неоготическое оформление.
Внутреннее убранство. Внутреннее убранство костёла св.Елизаветы очень впечатляет своей изысканностью и величием. Особое внимание стоит уделить главному алтарю св.Елизаветы, поздне-готическому алтарю пришествия Девы Марии, каменной эпитафии семье Рейнер, деревянной скульптуре Девы Марии, бронзовой купели; алтарной росписи св.Анны Метерсии.
Собор в Прешове. Собор Св. Николая высотой 60 м. Является архитектурной доминантой города. Построен в 1347г. Однако, окончательный вид сформировался к гг.
Собор Св. Эгидия в Бардееве. Кафедральный собор Св. Эгидия расположен на месте бывшего монастырского храма. Его строительство началось в XIVв., а закончилось в XV. Вскоре собор обрушился. В последующем строительстве собора принимали участие: Стефан из г. Кошице, его ученик – Урбан и Ян Стомасек из Ансбаха.
Внутреннее убранство. Интерьер собора представляет истинную сокровищницу готического искусства, где выделяют створчатые алтари гг. Их авторы – местные художники и мастера из Польши и Германии.
Скульптура Св. Эгидия и реликварий. В 1466г. Мастер Якуб возвел новый готический алтарь. К сегодняшнему дню сохранилась лишь центральная фигура Св. Эгидия, которая теперь находится в капелле Св. Марии. Архитектор Стефан в 1465 году дополнил интерьер необычным каменным реликварием.
Главный алтарь и Распятие. Главный алтарь (слева) Св. Епископа Эгидия. Высота – 17,5 метров. От оригинального алтаря сохранились барочные иконы 1655г., фигуры св. Владислава, св. Стефана, Распятие и готическая статуя св. Эгидия. Распятие. Крест, на котором находится распятый Иисус достигает 8 метров высоту и почти 5 в ширину, сама фигура Христа удивительной резной работы достигает 3 метров в высоту.
Боковые алтари. Слева. Алтарь Непорочной Марии, Св. Еразма и Св. Микулаша. Справа алтарь, посвященный Рождеству Иисуса Христа. Самый красивый и ценный из всех створчатых алтарей в Словакии.
Часы в готическом стиле. Слева вверху – часы с башни Кошицкого собора. Слева внизу – часы с собора в Прешове.