Формирование универсальных учебных действий средствами учебника «Русский язык» под редакцией А.Д. Шмелева Дощинский Р.А., к.п.н., доцент кафедры филологического образования МИОО, Председатель РОО НАС
Ход преобразований 2011 год – все школы страны перешли на ФГОС НОО. Следовательно, 2015 год – все школы страны перейдут на ФГОС ООО год – формирование в системе столичного образования пилотных школ по экспериментальному введению ФГОС НОО. Следовательно, 2012 год – формирование в системе столичного образования пилотных школ по экспериментальному введению ФГОС ООО («по мере готовности» ОУ).
Выводы: Изменения сознания учителя не только полезны и необходимы, но и неизбежны и уже необратимы. С этого учебного года изменения будут реальны в 5-ых классах 253 школ г. Москвы, но в скором времени они коснутся всей массовой школы. 4
Русский язык «Русский язык» 5–9 классы Линия учебно-методических комплектов Под ред. А.Д. Шмелёва Содержание учебников обеспечивает формирование и постепенное развитие следующих компетенций: коммуникативной; лингвистической и языковой; культуроведческой. Линия учебников отражает оригинальный авторский подход к структурированию учебного материала, к определению последовательности его обучения и организации учебной деятельности учащихся. Учебники строятся по модульному принципу. Модуль – единица организации учебного материала, направленная на комплексное достижение метапредметных и предметных целей обучения на отдельном этапе. В модулях-главах по единому принципу повторяются разделы, отражающие три основные содержательные линии программы. В учебник включены задания, дифференцированные по уровням сложности, а также проектные задания, предусмотрена работа в парах и группах. В комплект для 5 класса входит: программа учебник рабочая тетрадь методическое пособие аудиокурс на CD Система учебников «Алгоритм успеха» Рекомендовано ФГОС ООО
Стандарты второго поколения обеспечивают переход от «догоняющей» к «опережающей» модели модернизации образования как основного локомотива формирования национальной инновационной системы
Доминирующий подход к обучению в мировой практике – компетентностно- деятельностный.
Объективные факторы: когнитивные (интеллектуальные, информационные) тенденции постиндустриальной культуры; личностноцентрическая (антропоцентрическая, аксиологическая) парадигма образования важность «горизонтальных» достижений, когда прирост умений в одном предмете обеспечивает их перенос в другой предмет
В качестве базовых вводятся понятия: Компетентность – свойство личности; Компетенция – содержание образования; Универсальные учебные действия (УУД); Универсальные учебные умения (УУУ).
Основные психологические показатели: внимание, зрительное восприятие, слуховое восприятие, зрительная память, слуховая память, ассоциативное мышление, пространственное мышление, логическое мышление, критическое мышление, творческое мышление, аналитические операции, синтетические операции, комбинаторные способности.
Т к структуре основных образовательных программ Т к результатам освоения основных образовательных программ Т к условиям реализации основных образовательных программ Тп + Ту + Тр – новая формула стандартов
личностные: самоопределение смыслообразование морально-этическая ориентация метапредметные: саморегуляция коммуникация познавательная деятельность предметные: освоение систематических знаний, преобразование, применение и самостоятельное пополнение знаний Ориентация на результаты:
Вид компетенции Содержательная линия (раздел курса) ЛингвистическаяО языке и речи ЯзыковаяСистема язык Языковая и культуроведческаяПравописание КоммуникативнаяТекст КультуроведческаяКультура речи Лингвистическая, языковая, коммуникативная и культуроведческая Повторение
Иллюстративный материал
Использование аудиоприложения Упр. 48: Слушайте историю из книги Э.А. Вартаньяна «Путешествие в слово» и записывайте в таблицу глаголы в зависимости от их формы. Упр. 87: Вы прослушаете историю о знаменитом древнегреческом баснописце Эзопе… Заполните таблицу в соответствии с содержанием текста. Используйте данные слова и словосочетания.
Познавательные УУД Глава 4, § 12 «Словари русского языка»: Как пользоваться словарями портала «Грамота.ру». Упр. 1: Проведите опрос среди одноклассников: есть ли в вашем классе ребята, которые с детства говорят не только на русском языке? Какой язык для них родной? Упр : Как в вашем городе, селе, в вашей школе отмечают День славянской письменности и культуры? Приходилось ли вам принимать участие в этом празднике? Предложите план или сценарий такого праздника.
Межпредметные связи русский язык языкознание литература МХК физическая культура правилами дорожного движения
Регулятивные УУД Инструкции-памятки (как составить план, как подготовиться к написанию изложения и пр.). Условные обозначения: «Вспоминаем изученное», «Обсуждаем свои предположения, догадки», «Составляем устное или письменное высказывание» и др.
Личностные УУД Расскажите о своем отношении к русскому языку. Есть ли у вас любимые слова, которые вы могли бы привести в качестве примера к высказыванию Н.В. Гоголя? Есть ли в вашей семье излюбленная поговорка? Напишите сочинение о том, как и когда она появилась. Опишите ситуацию, о которой напоминает вам эта поговорка. Обсудите в классе, как речь человека может повлиять на отношение к нему окружающих. Подумайте, как применить к обсуждаемой теме пословицу: «По одежке встречают, по уму провожают»?