Педагог-психолог МБОУ «СОШ 1 » г.Черногорск а Рассказова Е.Ю.
Эмоциональное сгорание – это явление, которое характерно для тех профессиональных ниш, где присутствует постоянный эмоциональный человеческий контакт. Риски: необратимые изменения характера, ухудшение или потеря здоровья, разрушение личных отношений, внезапное желание уйти из профессии, потеряв накопленный опыт, статус, интерес.
Симптомы эмоционального сгорания: усталость и утомление, неспособность восстановиться за ночь или выходные дни; напряжение, постоянная тревожность, перевозбужденность, невозможность переключиться с мыслей о работе, трудности в засыпании, неглубокий сон; частое раздражение и трудно скрываемое негативное отношение к детям, коллегам, урокам, переменам, шуму; стремление даже творческую работу делать однообразно, стереотипно; сопротивление любым переменам и нововведениям; апатия, пессимизм, цинизм, пассивность, ощущение собственной некомпетентности, бессмысленности и бесперспективности; стремление к компенсации после рабочего дня через переедание, употребление алкоголя, частое курение, бессмысленный просмотр телепередач.
Причины эмоционального сгорания Социальные – низкая зарплата, отсутствие должного уважения к учительскому труду, почасовая перегрузка, большое количество внеурочной работы; Психологические – стресс.
Стресс - это напряженное состояние организма, возникающее как защитная реакция на любые, в том числе негативные раздражители. 80 % учителей испытывают стресс !
Эмоциональные источники стресса: Страх и тревога; Раздражение; Чувство вины.
Страх и тревога : Страх за жизнь и здоровье учеников; Боязнь за свою жизнь; Боязнь не справиться с ситуацией; Оказаться некомпетентным; Критически оцененным, непризнанным; Предъявление к себе и окружающим высоких требований; Отношение администрации школы
Раздражение и злость: Неправильный выбор пути и профессии; Неприятие себя; Необходимость проявлять стойкость; Риторические вопросы.
Чувство вины и обиды: 1. Размывание границ : между школой и домом; между учительской ролью и материнской позицией. 2. Желание участвовать в жизни учеников больше, чем этого требуется.
Другие факторы, способствующие эмоциональному сгоранию : жесткие временные рамки; отсутствие определенности и стабильности высокий ритм; постоянные и резкие перемены; отсутствие элементарного комфорта.
Профилактические меры: Повышать и укреплять статус учителя; Обеспечить комфорт, стабильность; Содействовать профессиональному росту; Отмечать успехи и достижения учителя; Самому учителю – быть внимательным к себе, продуктивно отдыхать, любить свою работу и понимать, что она – лишь часть его прекрасной жизни.
Спасибо за внимание.