Исследовательская деятельность учащихся : от эксклюзивного опыта авторских школ к массовой образовательной практике Обухов Алексей Сергеевич.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
От экспериментальной школы-лаборатории к общероссийскому движению творческих педагогов Алексей Сергеевич Обухов, к.пс.н., профессор, заведующий кафедрой.
Advertisements

Экспедиции ДНТТМ и «Донской гимназии» - «Лицея на Донской» - Лицея имени В.И. Вернадского 1990 – начало экспедиций 1993 – первая комплексная экспедиция.
Научно-методическое и информационное сопровождение развития исследовательской деятельности учащихся.
Организация работы с одарёнными детьми в рамках эксперимента «Проектирование образовательной среды учреждения как основы становления детско-взрослой со-
Организационно- методические проблемы развития креативности у учащихся Леонтович Александр Владимирович кандидат психологических наук Директор Дома научно-технического.
Государственное общеобразовательное учреждение «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка»
Директор - Зотова Елена Борисовна, кандидат педагогических наук Научный руководитель - Иванова Елена Юрьевна, зав. лабораторией отдела «Образовательная.
Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь» в образовательном пространстве страны.
Опыт, перспективы и трудности развития международных отношений кафедры психологии образования МПГУ Алексей Сергеевич Обухов заведующий кафедрой психологии.
Организация учебно – исследовательской работы по математике в МОУ «ОГ 6» Автор: Сукова Надежда Иларьевна, учитель математики МОУ «ОГ 6»
Нормативно-правовая база инновационного проекта Инновационный образовательный проект «Использование инновационных технологий на уроках биологии как средство.
1. Стабильность и положительная динамика высокого уровня и качества освоения обучающимися учебных программ в соответствии с требованиями ФГОС. 2. Подтверждение.
Совершенствование системы дополнительного образования учреждения МВСОУ Кулеватовская ВСОШ Директор школы Щербакова Л.А.
Итоговое заседание Университетского округа инновационных образовательных учреждений ПГГПУ.
Публичная презентация плана работы стажерской площадки МКОУ « Черлакская гимназия » направление «Подготовка школьников к предметным олимпиадам и конкурсам»
Конкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Добрянская средняя общеобразовательная школа 3» ЦЕНТР ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА по теме «Сетевая школа – клуб.
Работа педколлектива в инновационном и экспериментальном режиме с 1999 года Проведение учебных экспедиций в исторические центры России для 1-11 кл. с1998г.
Критерии оценки качества дополнительного и междисциплинарного образования школьников Леонтович Александр Владимирович к. психол. н. директор ДНТТМ МГДД(Ю)Т,
Оптимизация и планирование работы ГЭП «Разработка модели образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся в 2006/2007.
Транксрипт:

Исследовательская деятельность учащихся : от эксклюзивного опыта авторских школ к массовой образовательной практике Обухов Алексей Сергеевич

Этапы становления 1986 – открытие ДНТТМ (при содействии АН СССР), начало исследовательских лабораторий и экспедиций – построение модели в рамках Химического лицея и экспериментальной школы-лаборатории «Донская гимназия» (ныне лицей 1553 «Лицей на Донской») при интеграции с дополнительным образование на базе ДНТТМ МГДД(Ю)Т – исследовательские специализации, лаборатории, экспедиции, индивидуальные исследовательские работы

Этапы становления с 1993 года – создание модели экспертного сообщества и предметного взаимодействия практиков и учащихся – Всероссийские чтения юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского

основан в 1992 году как экспериментальная школа- лаборатория 1333 «Донская гимназия» на базе сектора Природы Земли и Космоса ДНТТМ директор-основатель – к.пс.н. Леонтович А.В. первое занятие 13 января 1992 года – класс 19 человек, начало набора во второй класс (вечернее отделение) 1992 – 1993 – первый выезд в Крым; первая экспедиция; первые исследовательские специализации; первые поездки по древним городам; первые зимние выезды в деревни Русского Севера; первое посвящение в гимназисты; первые спектакли; первая выездная учеба…

до 2001 – 75 учащихся (по 25 человек в 9, 10 и 11 классах) преобразован в лицей в 2001 году, открыты 8-е классы, директор к.б.н. Калачихина О.Д., увеличение числа учащихся до 100 расширение до 7 класса и постоянное увеличение числа учащихся с 2008 года получил собственное здание в 2010 году в 2012 году – учащихся около 420

Концепция лицея развитие исследовательской деятельности учащихся как образовательная технология персоналистический подход (уникальная личность в уникальных условиях) и идея развития субъектности диалогичность в системе коммуникации «коллега – коллега» развитие при оптимальном соотношений традиций и новаций

Исследовательские специализации как модель научных школ Естественные и точные науки Биогеохимия Геология Экспериментальная биология Химия Генетика Экспериментальная физика Математика Основы конструирования Основы робототехники Гуманитарные науки Фольклористика и этнография Социокультурная психология и антропология Мифология и семиотика Введение в философию История архитектуры Польский язык Лаборатория неузуального словообразования Лингвистика. Язык в современном мире Методы исторического исследования Теоретическое и практическое литературоведение История европейского стиха История и культура религий Микроэкономика и др.

Регионы комплексных экспедиций 1992 – Кольский полуостров 1993 – Белое море, Кандалакшская губа 1994 – северный Байкал 1995 – Белое море, Калгалакшский залив 1996 – Кенозеро, Архангельская область 1997 – Кенозеро, Архангельская область 1998 – Лекшмозеро, Архангельская область; Волговерховье 1999 – Кенозеро Архангельской области; оз. Телецкое на Алтае 2000 – Кенозеро Архангельской области; Восточные Саяны Бурятии 2001 – Кенозеро и Онежская губа Белого моря, Архангельская область 2002 – Пяжозеро и Пинега Архангельской области 2003 – Республика Алтай, Телецкое озеро и Улаганский район 2004 – Терский берег Белого моря 2005 – Байкал и Забайкалье 2006 – Карелия 2007 – Башкирия 2008 – Республика Алтай 2009 – Мезень, Архангельская область 2010 – Байкал, Бурятия 2011 – Онежское озеро 2012 – Южный Урал

Историко-культурологические выезды, походы, поездки Киев, Львов, Одесса Владимир, Боголюбово, Суздаль, Муром и Карачарово Кострома и Сусанино Тула и Ясная Поляна Ярославль, Тутаев, Рыбинск, Ростов Великий, Борисоглебск, Углич, Перславль- Залесский Вологда, Прилуки, Кириллов, Ферапонтово Рязань Калуга и Обнинск, Боровск Смоленск Великий Новгород Псков, Изборск и Пушкинские горы Архангельск, Каргополь и Каргополье, Лекшмозерье, Кенозерье Санкт-Петербург, Гатчина, Пушкин, Петергоф, Павловск, Репино, Орешек, Выборг, Старая Ладога и др. Подмосковье: Сергиев Посад, Абрамцево, Радонеж, Ключи, Звенигород, Волоколамск, Дмитров, Новый Иерусалим, Коломна, Боблово, Клин, Шахматово, Архангельское, Суханово, Серпухов, Поленово, Таруса Крым – Южный берег, Херсонес Таврический, пещерные города и др. Сочи и Абхазия Приэльбрусье, Тебердинский заповедник, Кисловодск, Пятигорск, Шаджатмаз Борок (Рыбинское водохранилище) Балтийск и Балтийская коса Камчатка Екатеринбург, Кунгурские пещеры и Соликамск, Пермский край Карелия Самара Тверская область Карпаты Варзуга и др. села Терского берега Кольского полуострова, Соловки Чита Горные походы: Катуньские белки Алтая, Восточный Саян, Тян-Шань, Приэльбрусье, Приполярный Урал, Южный Урал, Ловозерские тундры и Хибины, Крым и др. Байдарочные походы: р. Вогуша, р. Истра, р. Южная Шуя, р. Б. Сестра, оз. Кереть, р. Мста, р. Жиздра, р. Киржач, р. Клязьма, р. Березайка, Иваньковское водохранилище, Западная Двина и мн. др.

Международные выезды и экспедиции Поездки на выставки и конференции: Лондон, Великобритания (2 выезда) Брюссель, Бельгия (2 выезда) Рим, Милан, Италия (2 выезда) Барселона, Испания Прага, Хрудим, Чехия (4 выезда) Братислава, Словакия София, Болгария Стамбул, Турция (2 выезда) Кувейт Мехико, Пуэбло, Веракруз, Мексика (3 выезда) Лима, Перу (2 выезда) Рио-де-Женейро, Бразилия Кейптаун, ЮАР Тайбэй, Тайвань Гонконг Сингапур Экспедиции: Турция – исследование античных городов и геологических объектов Болгария – археологические экспедиции Мексика – комплексные экспедиции геологии и социокультурной психологии и антропологии Выезды специализаций: Израиль Армения Франция Швеция, Норвегия, Финляндия Польша Литва Турция

Сотрудничество с институтами РАН и РАО, вузами, ООПТ, музеями и др. учреждениями и профессиональными сообществами

В 2012 году в Лицее 20-й выпуск В Лицее выполнено более 1200 работ, многие из которых опубликованы в российских и зарубежных научных журналах. Среди выпускников – более 50 кандидатов наук в различных областях естественных и гуманитарных наук, успешно работающих в университетах, исследовательских институтах, на производстве, в бизнесе.

Этапы становления с 1996 – публикации опыта во всероссийских педагогических изданиях («Народное образование», «Школьные технологии», «Завуч», «Директор школы» и др.) 2001 – оформление Концепции развития исследовательской деятельности учащихся

Этапы реализации концепции 1 этап – выделяются организации, занимающиеся исследовательской деятельностью учащихся, и формы их кооперации; 2 этап – в центре внимания оказывается проблема связи различных организаций, занимающихся исследовательской деятельностью учащихся, включая и опыт в различных странах СНГ; 3 этап – анализируются структуры (модели) различных подходов к исследовательской деятельности в зависимости от типов образовательных учреждений; 4 этап – разработка нормативно-правовых документов и способов управления целостной системой развития исследовательской деятельности учащихся.

ПУТИ ТРАНСЛЯЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАШИХСЯ нормативно- административный (вертикальный) сетевой (горизонтальный)

Этапы становления 2002 – создание журнала «Исследовательская работа школьников» с 2002 – ГЭП «Разработка модели образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся» 2005 – проведение первой Общероссийской научно- практической конференции с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» 2005 – начало издания библиотеки журнала «Исследовательская работа школьников» с 2006 – начало международных проектов по развитию исследовательской деятельности учащихся

Этапы становления 2007 – учреждение Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь» 2008 – проведение первой Международной исследовательской школы 2008 – 2011 – ГЭП «Становление субъектной позиции учащихся и педагогов как условие повышения качества образования» 2009 – преобразование журнала в «Исследователь/Researcher» 2010 – Активное развитие отношения с MILSET, в том числе проведение первой российско-мексиканской исследовательской экспедиции – включение исследовательской деятельности во ФГОС – активное развитие сети региональных туров Чтений им. В.И. Вернадского

Ключевые сюжеты дискуссий на конференции 2005 – выявление существующего спектра теоретических подходов и практик организации исследовательской деятельности учащихся; объединение специалистов из разных предметных областей, теории и практики; 2006 – выработка общей понятийной системы, определение антропологических оснований исследовательской деятельности в образовании и ценности ее для становления субъектной позиции личности; 2008 – проблема метода и методики организации исследовательской деятельности учащихся в различных предметных областях; 2009 – проблема возрастных особенностей развития исследовательской деятельности; 2011 – проблем подготовки педагога к исследовательским методам обучения 2012 – проблема реализации исследовательской деятельности в массовой образовательной практике

Модель гимназического или лицейского образования Авторская концепция и уникальность образовательного учреждения как со-бытийной общности Атмосфера творчества и созидательной деятельности как основы общности Академизм и исследовательский подход в преподавании Авторские курсы и авторское изложение. Учебные пособия как приложение к диалогу ученика и учителя Интеграция базового и дополнительного образования Связь лицея с вузами, наукой, учреждениями культуры, производством

Модель гимназического или лицейского образования Построение индивидуальной образовательной траектории для учащихся на основе создания ситуации выбора Становление субъектности как ориентир развития учащихся и педагогов Опора не на память, а на мышление Значение слова и ценность дела. Диалог как средство, поступок как цель Многообразие смыслов и поливерсионность видения мира Патриотизм и межкультурное взаимодействие. Общечеловеческие ценности и культурная уникальность

Вопрос о реализации в массовой практике Возможно ли перенести весь уклад жизни? Возможно ли перенести образовательную технологию без уклада жизни? Вопрос о мотивации к деятельности? Вопрос о регламентации деятельности? Вопрос об оценке качества деятельности?