Активизация познавательной деятельности через систему использования новых образовательных технологий МБОУ ООШ д.Чемоданово Учитель начальных классов Алтунина Л.М – 2013 уч.г.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования и в этих условиях учителю необходимо ориентироваться в современных инновационных технологиях.
Можно выделить следующие группы технологий: 1.Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, с яркой гуманистической направленностью. 2.Педагогические технологии на основе активизации деятельности учащихся. Это игровые технологии, проблемное обучение. 3.Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Например: дифференцированное обучение, индивидуализация обучения, опережающее обучение, компьютерные технологии.
Любая технология обладает средствами, активизирующими познавательную деятельность учащихся. В некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.
Игра Игру как метод обучения, передачу опыта старших поколений младшим, использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:
В качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, тем, раздела учебного предмета.
В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнений контроля.
Педагогическая игра в отличие от игр вообще обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим педагогическим результатом. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащегося к учебной деятельности. В учебную деятельность вводится элемент соревнования.
Типология педагогических игр по характеру игровой методики следующая: предметные, сюжетные, ролевые, деловые – по всем школьным дисциплинам. Различают игры с предметами и без предметов, настольные, уличные, на местности, компьютерные. Занимательный материал и игровые сюжеты помогают активизировать познавательную деятельность учащихся, поддерживать интерес к изучаемым предметам.
Проектирование Одной из организационных форм учебных занятий в школе является проектная деятельность. Это привлекательная для учащихся деятельность, в которой осуществляются межпредметные связи. Эта работа может быть связана с раскрашиванием, вырезанием, наклеиванием, конструированием.
Работа в группах Работа в группах воспитывает чувство коллективизма, дружбы, умение работать сообща, оценивать себя и своего товарища.
Активизация познавательной деятельности учеников без развития их познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся, который выступает важным мотивом учения, стойкой чертой личности, мощным средством воспитывающего обучения, повышения его качества.