И.В. Муштавинская, проректор по методической работе СПб АППО Качество образования в контексте ФГОС
ФГОС: три системы требований Запросы и ожидания Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП О б щ ие ра м ки дл я си ст е м ы но р м ат ив ов Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Ожидаемые результаты деятельности системы образования Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы
Основы и смысл ведения ФГОС Социальные : Заказ системы образования Научные: фундаментальное ядро содержания общего образования Идеологические и методологические: Концепция духовно- нравственного воспитания Смысл введения нового стандарта - ориентировать систему образования на достижение качественно новых результатов образования посредством реализации парадигмы деятельностного развития Важнейшие особенности Ориентация на результат Реализация деятельностного подхода Основные механизмы Планируемые результаты Оценка: от «контроля» к «обеспечению качества»
Обеспечение качества образования посредством системы оценки Основной механизм: уточнение и распространение общего понимания содержательной и критериальной базу оценки через вовлечение педагогов и учащихся в осознанную текущую оценочную деятельность, согласованную с внешней оценкой Необходимое условие: адекватность методов и инструментария особенностям подхода Внешняя оценка: гос. службы Задает общее понимание содержания и критериев Государственная итоговая аттестация/итоговая оценка Связь внешней и внутренней оценки Основа для внешней оценки Соотношение внутренней и внешней оценки в итоговой оценке, ее состав зависит от ступени обучения Внутренняя оценка: учитель, ученик, ОУ и родители; фиксирует динамику индивидуальных достижений Накопленная оценка и итоговые оценки
На итоговую оценку выносятся метапредметные и предметные результаты, представленные в блоках «Ученик научится» Достижение этих результатов проверяется с помощью учебно- познавательных и учебно- практических задач базового и повышенного уровней, постоенных на опорном учебном материале Опорный учебный материал Планируемые результаты, выносимые на итоговую оценку Перспективные: зона ближайшего развития Актуальные: исполнительская компетентность Задания повышенного уровня Задания базового уровня Учебные действия Учебный материал
Личностные: Самоопределение Смыслообразование Морально-эстетическая ориентация Метапредметные: Саморегуляция Коммуникация Познаваельная деятельность Предметные: Освоение систематиескх знаний Преобразование, применение и самостоятельное пополнение знаний Оценка достижения планируемых результатов Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом Способность к решению учебно- познавательных и учебно-практических задач
Принцип метапредметности
Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса; Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться УУД
Итоговая оценка освоения ООП: предметные, метапредметные результаты Результаты промежуточной аттестации Результаты ГИА Мониторинговая оценка личностных результатов и др. ГИА: Обязательные 3 предмета русский язык математика история России На выбор 2 предмета: один гуманитарный (литература, иностранный язык, обществознание, всеобщая история, география) один естественно-научный предмет (физика, химия, биология) Защита индивидуального монопредметного или межпредметного проекта!!!
ПозицииТрадиционная деятельностьДеятельность учителя, работающего по новому Стандарту Подготовка к уроку Жестко структурированный конспект урока, 0 % свободы учителя Сценарный план урока, на 30-60% предоставляющий свободу учителю При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации и учебник При подготовке использует методические рекомендации, учебник, internet-ресурсы, материалы коллег, происходит обмен конспектами Основные этапы урока Основное время урока отводилось этапу объяснения и закрепления (80%-говорение учителя) Объяснение занимает 20-30% урока; закрепление 5-10% урока; самостоятельная деятельность учащихся 60-70% урока Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить то, что запланировано на урок Организовать деятельность детей по: -поиску, обработке информации; -обобщению способов деятельности; -постановке учебной задачи… Деятельность учащихся определяется через формулирован ие заданий Реши, спиши, сравни, найди, выпиши, выполни… 93% - репродуктивные задания; 7% - исследуй (чаще для сильных учащихся) Проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте…
ФГОС и оценка качества Ученик: Освоение УУД- компетенций Учитель: Расширение педагогического инструментария и способов оценки заявленных в стандарте результатов: предметных, метапредметных, личностных Новый подход к оцениванию, как фиксация достижений учащихся
Разработка ООП: наиболее сложные моменты – создание Программы развития универсальных учебных действий и Системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы; Выбор УМК; Создание современных рабочих программ; Разработка локальной нормативной базы; Повышение квалификации (индивидуальные маршруты, программы, стажировки, самообразование), наиболее сложные моменты для учителя – программа УУД, «метапредметная оценка» Стратегия и тактика ОУ по введению ФГОС «Дорожная карта»