ФОРМЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА Пономарева Е.А..

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ. Наблюдение за занятием должно охватывать: 1. Организационную сторону занятия 2. Содержание занятия 3. Воспитывающую.
Advertisements

Рекомендации по анализу урока с позиций требований ФГОС Попова Светлана Николаевна, заместитель директора по учебной работе.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
«Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд» В. А. Сухомлинский.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Галеева Н.Л., КБН, профессор УОС МПГУ. Краткий (оценочный) анализ ФОРМЫ анализа и самоанализа урока Общая оценка учебно-воспитательной функции урока,
Современные требования к анализу и самоанализу урока Кондратович М.К., учитель начальных классов ГУО «СШ 6 г. Сморгони»
РАЙОННЫЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕБНОГО ГОДА НОМИНАЦИЯ «УЧИТЕЛЬ ГОДА»
Школа 70 Педагогический коллектив Выпускники Основные виды анализа уроков.
Анализ и самоанализ урока русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 26 Рыжков И.П.
Современный урок как показатель эффективности методической системы учителя.
Подготовила преподаватель химии ААТК Плиева Э. П г.
Самоанализ и анализ открытого занятия методист АКДЮЦ Татьяна Александровна Лямкина.
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
Методика определения результативности урока. Анализ и самоанализ урока. Заместитель директора по учебной работе ГУО «Ольховская средняя школа» Савко Людмила.
Поиск способностей и способных – это поиск самых больших богатств. Надо создать такую надежную систему, которая не давала бы возможности проглядеть ни.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Методические рекомендации для проведения анализа современного урока Славова Оксана Викторовна зам.директора по НМР МОУ «СОШ39 им.Г.А.Чернова г.Воркуты.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Транксрипт:

ФОРМЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА Пономарева Е.А.

1- краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации; ФОРМЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА 2- структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся; 3- системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения; 4- дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);

5- психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа); 6- аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся. Примеры аспектов урока: реализация учителем триединой задачи урока. использование развивающих методов на уроке; изучение способов активизации познавательной деятельности учащихся; пути развития познавательного интереса; формирование общеучебных умений и навыков у школьников; проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся; организация проблемного обучения на уроке и т.п. Примеры аспектов урока: реализация учителем триединой задачи урока. использование развивающих методов на уроке; изучение способов активизации познавательной деятельности учащихся; пути развития познавательного интереса; формирование общеучебных умений и навыков у школьников; проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся; организация проблемного обучения на уроке и т.п.

Цели анализа урока Контроль за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся Инструктирование педагога Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством Контроль за состоянием учебно-воспитательного процесса Выявление системы работы учителя Выяснение причин успехов и неудач учителя, преодоление недостатков в его работе Применение педагогических технологий Работа над целеполаганием

Уровни проведения урока Высший: прогнозирование способов перевода школьников к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с учащимися Высокий: включение учащихся в разрешение гипотезы, предусмотренной задачами урока Низкий: организация опроса школьников и объяснение нового материала по заранее составленному плану без активизации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение положительного результата. Средний: выявление знаний и умений учащихся и сообщение информации соответственно теме и задачам урока.

ПРИМЕР 1 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА 1) Основанием для разработки данных критериев являются теоретические положения педагогики развития, (в частности, развивающего обучения). 2) На уроке профессионализм и педагогическое мастерство учителя оцениваются не через владение предметным содержанием, (что является несомненным показателем квалификации учителя), а через УМЕНИЕ организовать и управлять учебной деятельностью учеников развивающего типа. 3) В критериях заложен переход от "школы памяти" (нижний показатель шкалы критериев), к "школе мышления" (верхние показатели шкалы критериев). 4)Наивысшее количество баллов по каждому критерию 10. 1) Основанием для разработки данных критериев являются теоретические положения педагогики развития, (в частности, развивающего обучения). 2) На уроке профессионализм и педагогическое мастерство учителя оцениваются не через владение предметным содержанием, (что является несомненным показателем квалификации учителя), а через УМЕНИЕ организовать и управлять учебной деятельностью учеников развивающего типа. 3) В критериях заложен переход от "школы памяти" (нижний показатель шкалы критериев), к "школе мышления" (верхние показатели шкалы критериев). 4)Наивысшее количество баллов по каждому критерию 10. По материалам А.С. Сиденко

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА 1. Интерес и мотивация учащихся к началу урока целенаправленно создается учителем; не создается; 2. Целеполагание урока цель урока согласуется в обсуждении с учениками; цель урока задается учителем, как бы "спускается сверху»; 3. Характер учебных заданий для учащихся, вопросов, задач, упражнений и пр. проблемный, поисковый, творческий; репродуктивный, воспроизводящий, по алгоритму. 4. Время "говорения" учащихся на уроке в сравнении с временем активного объяснения учителем сопоставимо; много меньше.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА 5. Активность ученика на уроке высказывание своей точки зрения, своего отношения к изучаемому материалу; участие в диалоге, дискуссии; формулирование гипотезы; предложение своего способа решения задачи, проблемы, проблемной ситуации; задавание вопросов учителю (другим ученикам) по изучаемой теме; ответы на вопросы учителя репродуктивного, воспроизводящего характера; 6. Преобладание на уроке стиля общения "учитель - ученик": диалогический: монологический ( со стороны учителя). 7. Форма пространства учебной деятельности: урок – исследование; защита проекта; урок - аукцион идей, игровой урок; урок – конференция; урок - дискуссия, диспут и др.; традиционный урок

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА 8. Психологический климат урока положительное эмоциональное воздействие; отсутствие положительного эмоционального климата; 9. Рефлексия урока (или отдельных частей урока), осуществляемая совместим с детьми присутствует; отсутствует; 10. Приемы, методики, технологии преподавания, используемые учителем наличие авторской методики, технологии, собственного оригинального методического приема; наличие авторской учебной программы; экспериментальных разработок; работа по типовым учебным планам, программам и методикам; 11. Отбор содержания урока научность, логичность, системность, доступность, наглядность; оптимальность объема содержания учебного материала; отсутствие оптимальности объема учебного материала.

ПРИМЕР 1 Цель: выявить уровень владения учителем методикой активизации учебно-познавательной деятельности (УПД )каждого ученика. Исходные теоретические положения: 1.Эффективно усваивается лишь то учебное содержание, которое стало предметом активных действий ученика. 2. В качестве средств включения учащихся в активную учебно-познавательную деятельность выступают: учебное содержание, методы и приемы, способы организации УПД учащихся. 3. Все средства активизации должны выступать в единстве и использоваться с учетом задач конкретного этапа обучения. 4.Успешность активной УПД учащихся зависит от сформированности у них знаний, специальных общеучебных умений и навыков. Исходные теоретические положения: 1.Эффективно усваивается лишь то учебное содержание, которое стало предметом активных действий ученика. 2. В качестве средств включения учащихся в активную учебно-познавательную деятельность выступают: учебное содержание, методы и приемы, способы организации УПД учащихся. 3. Все средства активизации должны выступать в единстве и использоваться с учетом задач конкретного этапа обучения. 4.Успешность активной УПД учащихся зависит от сформированности у них знаний, специальных общеучебных умений и навыков. ( Практическая работа. Программа наблюдения.) Задание. Составьте программу наблюдения (предмет анализа) при заявленной цели. Задание. Составьте программу наблюдения (предмет анализа) при заявленной цели.

Программа наблюдения 1.Выявить и оценить средства, которые использовал учитель для организации действий учащихся по принятию дидактической цели урока и задач его этапов. 2.Какие средства активизации использовал учитель для подготовки учащихся к активной деятельности по изучению нового учебного материала? Оценить. З.Выделял ли учитель главное содержание, подлежащее усвоению? 4.Какие средства активизации использовал учитель для включения каждого ученика в овладение ведущими знаниями? 5.0ценить соответствие выбора средств активизации дидактической задаче урока и его этапов. б.Оценить результаты обучения.

Пользуясь составленной программой наблюдения, проведите анализ предложенного урока.