Нет в России семьи такой, в которой не помнят героя своего. Автор проекта: Леданова Елена Сергеевна- учитель истории и обществознания МОУ «ООШ» с.Шепелевка Турковского района Саратовской обл.
Эпиграф: Пусть всех имен не назову, Нет кровнее родни. Не потому ли я живу, Что умерли они? Чем им обязан, знаю я. И пусть не только стих, Достойна будет жизнь моя Солдатской смерти их. С.Щипачев. С.Щипачев.
Вид проекта: социально-педагогический. социально-педагогический. Время реализации проекта: 6 месяцев. Результаты представленных исследований: -презентации учащихся; -Книга Памяти с.Шепелевка.
Дидактические цели проекта: формирование исторического, политического и философского мышления; формирование исторического, политического и философского мышления; активизация познавательной деятельности при изучении истории ВОВ; активизация познавательной деятельности при изучении истории ВОВ; развитие способности понимать историческую обусловленность войн; развитие способности понимать историческую обусловленность войн; воспитание способности ориентироваться в истории; воспитание способности ориентироваться в истории; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей по изучению истории родного края, навыков работы в команде; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей по изучению истории родного края, навыков работы в команде; теоретическое и практическое владение краеведческим материалом; теоретическое и практическое владение краеведческим материалом; воспитание гражданственности и патриотизма, толерантности, национальной гордости; воспитание гражданственности и патриотизма, толерантности, национальной гордости; формирование активной жизненной позиции; формирование активной жизненной позиции; совершенствование прикладных навыков работы с персональным компьютером в аспекте краеведческих исследований; совершенствование прикладных навыков работы с персональным компьютером в аспекте краеведческих исследований; создание единого коллектива учащихся и учителя, атмосферы сотрудничества. создание единого коллектива учащихся и учителя, атмосферы сотрудничества.
Методические задачи: научить проводить краеведческие исследования, использовать вспомогательные исторические источники для восстановления событий истории России; научить проводить краеведческие исследования, использовать вспомогательные исторические источники для восстановления событий истории России; научить видеть гуманизм истории, воспитывать у учащихся чувство сопричастности к судьбе малой Родины и всей России; научить видеть гуманизм истории, воспитывать у учащихся чувство сопричастности к судьбе малой Родины и всей России; проводить интервью с участниками исторических событий, интерпретировать факты на основе фотографий, документов, писем; проводить интервью с участниками исторических событий, интерпретировать факты на основе фотографий, документов, писем; кратко излагать результаты исследования; кратко излагать результаты исследования; создавать творческие проекты. создавать творческие проекты. развивать умения критического мышления, самостоятельного приобретения знаний; развивать умения критического мышления, самостоятельного приобретения знаний; знакомить учеников с такими понятиями, как: война, героизм, патриотизм, гуманизм, смерть, жизнь, долг. знакомить учеников с такими понятиями, как: война, героизм, патриотизм, гуманизм, смерть, жизнь, долг. знакомить учащихся с методом проектирования; знакомить учащихся с методом проектирования;
Основной вопрос: Что могут рассказать нам старые фотографии, письма и рассказы потомков о ВОВ? Основная идея: в ходе работы над проектом учащиеся имитировали деятельность историков-краеведов. Их задача- сформировать предложения по созданию Книги Памяти с.Шепелевка. Основная идея: в ходе работы над проектом учащиеся имитировали деятельность историков-краеведов. Их задача- сформировать предложения по созданию Книги Памяти с.Шепелевка. Смысл такого подхода в том, что школа пыталась решить реальную задачу- как создать Книгу Памяти, с этой целью изучали историко-краеведческий материал, искали сведения о людях, чья жизнь была отдана на полях сражений ВОВ, их семьях. Смысл такого подхода в том, что школа пыталась решить реальную задачу- как создать Книгу Памяти, с этой целью изучали историко-краеведческий материал, искали сведения о людях, чья жизнь была отдана на полях сражений ВОВ, их семьях.
Учебные предметы: история, краеведение, родная литература, русский язык, география. Учебные предметы: история, краеведение, родная литература, русский язык, география. Участники: учащиеся 5-9 классов, односельчане, участники ВОВ, вдовы, труженики тыла, семьи погибших воинов. Участники: учащиеся 5-9 классов, односельчане, участники ВОВ, вдовы, труженики тыла, семьи погибших воинов. Информационные ресурсы: личные архивы односельчан, материалы библиотеки, материалы районной газеты «Пульс», Книга Памяти Саратовской области, Интернет-ресурсы. Информационные ресурсы: личные архивы односельчан, материалы библиотеки, материалы районной газеты «Пульс», Книга Памяти Саратовской области, Интернет-ресурсы.
Раздел учебной темы: Раздел учебной темы: Великая Отечественная война гг. Великая Отечественная война гг. Вопрос учебной темы: Люди нашего села участвовавшие в событиях ВОВ, и что осталось от них в нашей памяти. Вопрос учебной темы: Люди нашего села участвовавшие в событиях ВОВ, и что осталось от них в нашей памяти.
Этапы реализации проекта: постановка перед учащимися проблемы и вытекающей из нее цели; постановка перед учащимися проблемы и вытекающей из нее цели; деление на рабочие группы; деление на рабочие группы; работа в группах; работа в группах; определение формы проекта; определение формы проекта; распределение поручений; распределение поручений; сбор краеведческого материала во внеурочное время; сбор краеведческого материала во внеурочное время; основной этап: работа групп по оформлению собранного материала с консультацией учителя в Книгу Памяти; основной этап: работа групп по оформлению собранного материала с консультацией учителя в Книгу Памяти; презентация проектов учащихся; презентация проектов учащихся; подведение итогов. подведение итогов.
У учащихся сформировались следующие ключевые компетентности: -умение работать в группах; -работать с информацией; -умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решение; -планировать работу; -составлять проекты. Результат:
Вывод: А.С.Пушкин писал: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» Следование его словам особенно важно в современных условиях, когда вопросы образования и воспитания подрастающего поколения становятся приоритетами развития российского общества и государства. А.С.Пушкин писал: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» Следование его словам особенно важно в современных условиях, когда вопросы образования и воспитания подрастающего поколения становятся приоритетами развития российского общества и государства.