Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
Мнемотехника-в переводе с греческого- «искусство запоминания». Мнемотаблицы могут быть: предметными Предметно- схематические Схематические
Предметные мнемотаблицы используются на занятиях в младшем и среднем дошкольном возрасте. В младшем дошкольном возраста отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др. "Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко» Далее предлагаем детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме - солнце, колесо, тарелка).
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов. 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
Заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Используются предметно-схематические модели.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: Строение рассказа Последовательность рассказа Лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотаблица по времени года «Зима» (средняя,старшая группа)
Мнемотаблица о времени года «Весна» (2-я младшая группа)
Для развития познавательной активности используются мнемодорожки. Мнемодорожка по расширению знаний детей о свойстве воды:
Мнемодорожка по формированию представлений об астрономическом понятии - «Солнце»
Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.
Мнемотехника помогает развивать: Ассоциативное мышление Зрительную и слуховую память Зрительное и слуховое внимание Воображение Связную речь