ФГОС НОО
С 1 января в России вступают в силу новые стандарты образования Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования (НОО) утвержден Министерством образования и науки и направлен на регистрацию в Минюст.
Александр Кондаков: «При разработке стандарта мы учитывали несколько серьезных посылов. Во-первых, за основу взяли стратегию развития нашей страны, известную как "Стратегия-2020". Во-вторых, в основу стандарта мы положили общественный договор - совокупность образовательных запросов семьи, общества и государства. Ну, и конечно, приняли во внимание новые реалии информационного общества». Ну, и конечно, приняли во внимание новые реалии информационного общества».
Сегодняшняя информационная революция - это открытые системы образования, когда человек может учиться в удобное для него время, в удобном ритме, по индивидуальной, комфортной для него программе. В итоге традиционная классно-урочная система постепенно замещается системами открытого образования.
Новые цели школьного образования, которые сформулированы в стандарте, - воспитание, социально-педагогическая поддержка, развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России.
Стандарт - это совокупность трех требований: к результатам освоения основных образовательных программ, к результатам освоения основных образовательных программ, к структуре этих программ и к условиям их реализации. В этом и есть принципиальное отличие новых стандартов от старых.
В основе стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России
В стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть ученик. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний в голове
Самообразование - очень важный момент в современном обществе. Самообразование - очень важный момент в современном обществе. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ.
Выпускная работа позволит молодому человеку показать, насколько он умеет интегрировать знания, полученные в разных науках, для достижения результата. Самостоятельный подход формирует основу будущей успешности человека. Выпускная работа позволит молодому человеку показать, насколько он умеет интегрировать знания, полученные в разных науках, для достижения результата. Самостоятельный подход формирует основу будущей успешности человека.
Система оценивания в рамках нового стандарта Сегодня у нас есть ЕГЭ, он фиксирует, насколько выпускник овладел обязательным минимумом содержания образования. Но если мы говорим, что задача нового стандарта - прежде всего формирование личности гражданина России, значит, и оценивать надо не только чистое знание, но и личностные достижения ребенка, которые априори не подлежат таким "замерам" по системе Единого госэкзамена. Сегодня у нас есть ЕГЭ, он фиксирует, насколько выпускник овладел обязательным минимумом содержания образования. Но если мы говорим, что задача нового стандарта - прежде всего формирование личности гражданина России, значит, и оценивать надо не только чистое знание, но и личностные достижения ребенка, которые априори не подлежат таким "замерам" по системе Единого госэкзамена.
Требования к результату образования Когда мы говорим о требованиях к результату образования, то с ученика спрашиваем в последнюю очередь. Ответственность за результат - в первую очередь ответственность государства, учредителей образовательного учреждения. Достаточно ли финансирование образования, насколько школы обеспечены учебниками, техникой и т.д.? Второй уровень - ответственность школы, потом - ответственность педагога, семьи и только после этого - спрос с самого ученика. Когда мы говорим о требованиях к результату образования, то с ученика спрашиваем в последнюю очередь. Ответственность за результат - в первую очередь ответственность государства, учредителей образовательного учреждения. Достаточно ли финансирование образования, насколько школы обеспечены учебниками, техникой и т.д.? Второй уровень - ответственность школы, потом - ответственность педагога, семьи и только после этого - спрос с самого ученика.
Предложено заключить договор между семьей, школой и муниципалитетом о солидарной ответственности за обеспечение конституционного права ребенка на получение образования. Предложено заключить договор между семьей, школой и муниципалитетом о солидарной ответственности за обеспечение конституционного права ребенка на получение образования.
Новый стандарт - это не набор программ, а сложный, многоплановый документ, который регулирует взаимоотношения основных участников образовательного процесса и все стороны деятельности системы общего образования. Содержание программ - одна из важных составляющих стандарта, но не единственная его часть. Новый стандарт - это не набор программ, а сложный, многоплановый документ, который регулирует взаимоотношения основных участников образовательного процесса и все стороны деятельности системы общего образования. Содержание программ - одна из важных составляющих стандарта, но не единственная его часть.
Возвращение в школу второй половины дня, которая будет насыщена разного рода внеурочной деятельностью - кружками, мастер- классами, мастерскими и пр. Возвращение в школу второй половины дня, которая будет насыщена разного рода внеурочной деятельностью - кружками, мастер- классами, мастерскими и пр.
Каким должен быть учитель, способный воспитать гражданина России? Прежде всего, конечно, он должен быть сам гражданином, примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Он должен быть активным пользователем информационных технологий.
Что уже есть Документы в формате PDF: Пояснительная записка к примерным программам (3 – 8) Пояснительная записка к примерным программам (3 – 8) Примерная программа по русскому языку (9- 18) Примерная программа по русскому языку (9- 18) Примерная программа по ИЗО (9 – 47) Примерная программа по ИЗО (9 – 47)
Что уже есть Документы в формате PDF: Примерное тематическое планирование по обучению грамоте (2 варианта) (19 – 53) Примерное тематическое планирование по обучению грамоте (2 варианта) (19 – 53) Примерная программа по музыке (48 – 80) Примерная программа по музыке (48 – 80) Примерная программа по литературному чтению (54 – 101) Примерная программа по литературному чтению (54 – 101) Примерная программа по физической культуре (81 – 107) Примерная программа по физической культуре (81 – 107)
Что уже есть Документы в формате PDF: Примерная программа по математике (102 – 135) Примерная программа по математике (102 – 135) Примерная программа по иностранному языку (108 – 140) Примерная программа по иностранному языку (108 – 140) Примерная программа по окружающему миру (136 – 193) Примерная программа по окружающему миру (136 – 193) Примерное тематическое планирование по немецкому языку (141 – 194) Примерное тематическое планирование по немецкому языку (141 – 194)
Что уже есть Документы в формате PDF: Примерная программа по технологии (194 – 230) Примерная программа по технологии (194 – 230) Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в начальной школе (195 – 199) Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в начальной школе (195 – 199) Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов (200 – 201) Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов (200 – 201)
Что уже есть Документы в формате PDF: Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов (русский язык) (202 – 238) Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов (русский язык) (202 – 238) Информационная грамотность в начальной школе (231 – 267) Информационная грамотность в начальной школе (231 – 267) Оценка достижений планируемых результатов (1- 128) Оценка достижений планируемых результатов (1- 128)
Что уже есть БУП БУП Окончательный вариант ФГОС НОО Окончательный вариант ФГОС НОО Технологии достижения планируемых результатов по предметам; Технологии достижения планируемых результатов по предметам; Проверочные и учебные материалы; Методика проведения апробации
Что уже есть Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио. Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В каждой примерной программе имеется: Пояснительная записка, в которой прописаны цель, место данного курса, его вклад в решение основных педагогических задач особенности содержания и организации учебной деятельности школьников; Пояснительная записка, в которой прописаны цель, место данного курса, его вклад в решение основных педагогических задач особенности содержания и организации учебной деятельности школьников; Основное содержание обучения, включающий перечень изучаемого учебного материала. Курсивом обозначены темы для ознакомления, способствующие расширению кругозора (этот материал не является обязательным и не выносится в требования, предъявляемые обучающимся); Основное содержание обучения, включающий перечень изучаемого учебного материала. Курсивом обозначены темы для ознакомления, способствующие расширению кругозора (этот материал не является обязательным и не выносится в требования, предъявляемые обучающимся); Тематическое планирование с несколькими вариантами – дано ориентировочное распределение учебных часов по крупным разделам курса, также представлена характеристика деятельности учащихся (в соответствии со спецификой предмета). Выбор варианта определяется условиями работы конкретного образовательного учреждения, приоритетами в учебно-воспитательной работе. Тематическое планирование с несколькими вариантами – дано ориентировочное распределение учебных часов по крупным разделам курса, также представлена характеристика деятельности учащихся (в соответствии со спецификой предмета). Выбор варианта определяется условиями работы конкретного образовательного учреждения, приоритетами в учебно-воспитательной работе.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования К личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, относятся готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования К предметным результатам обучающихся относятся освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Обобщенный результат освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования может быть представлен в следующих личностных характеристиках выпускника («портрет выпускника начальной школы»): Обобщенный результат освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования может быть представлен в следующих личностных характеристиках выпускника («портрет выпускника начальной школы»): любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; любящий свой народ, свой край и свою Родину; любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.
Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы: пояснительная записка; пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; базисный учебный план начального общего образования; базисный учебный план начального общего образования; примерная программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; примерная программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; примерные программы отдельных учебных предметов; примерные программы отдельных учебных предметов; примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; примерная программа коррекционной работы; примерная программа коррекционной работы; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Данная программа разрабатывается при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья Данная программа разрабатывается при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья