Методика коррекционной работы по преодолению оптической дисграфии Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Причины возникновения оптической дисграфии В основе этого вида дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно- пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
Оптические ошибки могут выражаться в следующем: В недописывании элементов букв, что связано с недоучетом их количества ( и вместо ш, ш вместо щ, л в место м, х вместо ж, и вместо у). В недописывании элементов букв, что связано с недоучетом их количества ( и вместо ш, ш вместо щ, л в место м, х вместо ж, и вместо у). В добавлении лишних элементов: (ш вместо и, четыре палочки у ш или щ и т. п.). В добавлении лишних элементов: (ш вместо и, четыре палочки у ш или щ и т. п.). В неправильном расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу с возможным видоизменением самих элементов (б вместо д, б вместо в), включая сюда и зеркальное изображение букв (с, э). В неправильном расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу с возможным видоизменением самих элементов (б вместо д, б вместо в), включая сюда и зеркальное изображение букв (с, э). В написании вместо нужного элемента буквы сходного с ним, в результате чего, например, буква н может быть заменена на к, ч на г, буква з – на у, р – на п и т. п. В написании вместо нужного элемента буквы сходного с ним, в результате чего, например, буква н может быть заменена на к, ч на г, буква з – на у, р – на п и т. п.
Коррекционная работа проводится в следующих направлениях развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса); развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса); расширение объема и уточнение зрительной памяти; расширение объема и уточнение зрительной памяти; формирование пространственных представлений; формирование пространственных представлений; развитие зрительно-моторных координаций; развитие зрительно-моторных координаций; формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения; формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения; проведение дифференциации букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях. проведение дифференциации букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.
Развитие зрительного восприятия и узнавания предметов Задания: Дорисуй картинки Дорисуй картинки Заштрихуй картинки Заштрихуй картинки
Уточнение и расширение объёма зрительной памяти Задания: Запомнить картинки и найти их среди других. Запомнить картинки и найти их среди других. Расположить фигуры в данной последовательности по памяти Расположить фигуры в данной последовательности по памяти
Развитие пространственных представлений Задания: Положить кружок, справа от него - крестик, слева от крестика поставить точку. Положить кружок, справа от него - крестик, слева от крестика поставить точку. Нарисовать точку, ниже точки - крестик, справа от точки – круг и т.д. Нарисовать точку, ниже точки - крестик, справа от точки – круг и т.д. Назвать стрелки, которые смотрят вправо, влево вверх, вниз Назвать стрелки, которые смотрят вправо, влево вверх, вниз
Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации Задания: 1) Проводить прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма. 2) Проводить прямые вертикальные линии сверху вниз и снизу вверх. 3) Проводить линии в различных направлениях. 4) Проводить изогнутые линии с поворотом, петлеобразные линии. 5) Обведение трафаретов по внутренним и внешним линиям. 6) Использование фигурных линеек 7) Различные виды штриховки: параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева направо, и справа налево; параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева направо, и справа налево; по косым линиям, точками; по косым линиям, точками; круговыми линиями, полуовалами; круговыми линиями, полуовалами; волнистыми линиями, петлями. волнистыми линиями, петлями. 8) Рисование лабиринтов по образцу, самостоятельно.
Формирование языковых средств, отражающих зрительно- пространственные отношения Задания: Вопросы по картинкам типа: «Где находится шкаф по отношению к стулу?», «Где расположен торшер по отношению к шкафу?» Игра «Сделай правильно». Логопед показывает схемы предлогов. Дети располагают предметы (мяч и ящик, карандаш и книга, пенал и ручка и др.) по отношению друг к другу в соответствии со схемой.
Развитие буквенного гнозиса Задания: Найти то, что правильно. Найти то, что правильно. Прочти слова. Прочти слова. Стихи о буквах (для усвоения образа букв) Стихи о буквах (для усвоения образа букв) Б Буква "Б" с большим брюшком, В кепке с длинным козырьком. С Часть кружочка потерялась – Буква "С" у нас осталась. Ж Много ножек у жука, У буквы "Ж" их много тоже. Буква "Ж" жужжит всегда, На жука она похожа.
Дифференциация букв Задания: Обвести букву «ш» синим карандашом, а букву «щ» красным. Обвести букву «ш» синим карандашом, а букву «щ» красным. Ш Щ Щ Ш Щ Щ Ш Щ Ш Ш Щ Щ Щ Ш Вставить букву «ш» или «щ» и записать слова в два столбика. Вставить букву «ш» или «щ» и записать слова в два столбика. Исправить ошибки. Составить два букета. Записать получившиеся слова Исправить ошибки. Составить два букета. Записать получившиеся слова