МЕНЕДЖМЕНТ Курс лекций к. э. н., доц. Павлова Е.Г. Кафедра «Государственное, муниципальное и корпоративное управление» Тема: «Опыт менеджмента за рубежом. Возможность и пути его использования в России» Вопросы лекции: 1. Базовые модели менеджмента в зарубежных странах и возможности использования в России зарубежного опыта 2. Американский опыт менеджмента 3. Особенности японской модели менеджмента 4. Опыт менеджмента в странах Западной Европы
Основные факторы формирования национальных моделей менеджмента Национальная модель менеджмента Условия Требования Адаптация Рынок Соответствие Уровень образования Интеллек- туальный уровень Уровень духовного развития Человек СоответствиеАдаптация
Формирование характерных черт национальных моделей менеджмента Черты национальной модели менеджмента Общие Специфи- ческие Общие факторы Специфические факторы Социаль- ный прогресс Научно- технический прогресс Развитие рыночной экономики Националь- ная история Националь- ный характер Националь- ные традиции Система гос. регули- рования Технические приемы Функциональные приемы Стиль руководства Мотивация Методы руководства
Базовые модели зарубежного менеджмента ЗападнаяВосточная США Страны Западной Европы Япония Страны Юго- Восточной Азии
Сравнительная характеристика базовых моделей менеджмента Сравниваемые параметры Западная модель менеджмента Восточная модель менеджмента Основная цель Повышение эффективности, прирост акционерного капитала Максимальное соответствие интересам коллектива Главный приоритет Финансовые результатыЛюди Стратегия Имеет фиксированный курс Не имеет жестко детерминированного курса Организация управления Технократический подход Ставка на индивида Психологический подход Ставка на группу Межфирменная взаимопомощь Наблюдается редкоШироко распространена Степень открытости фирмы для общества ВысокаяМенее высокая
Сравниваемые параметры Западная модель менеджмента Восточная модель менеджмента Разделение труда Глубокая специализацияПоощряется универсальность Контроль Формализованный контроль Неформальный самоконтроль Управленческий аппарат Сложный, дорогостоящийДебюрократизация, отказ от излишеств в бумагах и звеньев управления Выработка решений Использование сложных методов решения сложных проблем Упрощенное решение упрощенных проблем Распределение полномочий в управлении Большая часть важных вопросов решается высшими руководителями и специалистами Значительную часть вопросов решают низовые управленцы Наиболее ценимые качества работников Профессионализм, инициативность, энергичность Способность к адаптации, непрерывному обучению, преданность фирме, мудрость (продолжение)
(продолжение) Сравниваемые параметры Западная модель менеджмента Восточная модель менеджмента Изменчивость кадрового состава Высокая мобильность персонала Стабильность кадрового состава Статусные различия работников СущественныеМаксимально сглаженные
Направления эволюции базовых моделей менеджмента Влияющие факторы Интеграция экономик Глобализация бизнеса Интернационализация менеджмента Самоидентификация менеджмента (Развитие долговременных уникальных конкурентных преимуществ) Западная модель Западная модель Восточная модель Восточная модель
Возможность и пути использования зарубежного опыта менеджмента Возможность использования зарубежного опыта менеджмента ПереоцениваетсяОтрицается Взвешенный подход Пути использования Прямое заимствование АдаптированиеТворческое применение отдельных элементов Ориентация на основные тенденции
Необходимость применения зарубежного опыта менеджмента 1.Недостаток опыта управления в условиях рынка 2.Оценка достигнутого уровня развития собственного менеджмента 3.Выявление соответствия направлений развития отечественного управления общемировым тенденциям 4.Улучшение условий для сотрудничества и конкуренции с зарубежными фирмами 5.Развитие интеллектуальных способностей собственных ученых и практиков 6.Улучшение имиджа страны, фирм, менеджеров 7.Предотвращение ошибок 8.Заимствование достижений
Основные достижения американского менеджмента Прогрессивные инновации американского менеджмента Совершенствование организации управления Совершенствование работы с персоналом Стратегическое управление Дивизиональная орг.структура Адаптированные орг.структуры Социо- техническое конструирование Планирование человеческих ресурсов Программы социального развития Системы подбора управленцев
Сущностные черты и главные факторы эффективности Японской модели менеджмента Составляющие эффективности Японского менеджмента Высокая мобильность организации Гибкая долгосрочная стратегия Особая система управления финансами Большой запас человеческого и технологического потенциала Управление производством «точно во время» Высокие возможности в использовании человеческого потенциала Долгосрочный найм работников Опекунство Кружки качества Система принятия решений «ринги» Неформальные отношения в коллективе
(продолжение) Высокие возможности в использовании человеческого потенциала Долговременное сотрудничество с учебными заведениями Горизонтальная ротация кадров Специфические приемы обучения управленцев
Особенности менеджмента стран Западной Европы Главные элементы Западноевропейского опыта менеджмента Скандинавская (Финская) модель «Управление по результатам» Германская модель мотивации к качественной работе Преодоление узости технократического подхода американской модели менеджмента Преодоление узости социального подхода японской модели менеджмента Терпимость к многообразию Учет местной специфики Ориентация на самореализующуюся личность