Реализация требований ФГОС НОО средствами предмета «Математика» Переходникова Н.В. старший преподаватель кафедры ДиНО
Материалы ФГОС НОО
УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ учебное действие, имеющее надпредметный характер УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ структурная единица учебной деятельности; представляет собой процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ процесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность и ее рефлексию (то есть знание ее структуры, составляющих ее УУД, умение выполнять все УУД и осуществлять их рефлексию) СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЙ ФГОС
Основные результаты начального общего образования формирование опорной системы знаний, уни- версальных и специфических для предмета способов действий, обеспечивающих возмож- ность продолжения образования в основной школе воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции
Типичные методы формирования и развития ключевых компетенций Обращение к прошлому или только что сформированному опыту обучающихся Открытое обсуждение новых знаний Решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций Дискуссия учащихся, столкновение их позиций Игровая деятельность Проектная и исследовательская деятельность
Цели изучения математики Математическое развитие младшего школьника Освоение начальных математических знаний Развитие интереса к математике
ФГОС НОО 2009 математика и информатика Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчёта, прикидки и оценки, наглядного представления данных процессов, записи и выполнения алгоритмов
ФГОС НОО 2009 математика и информатика Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные
ФГОС НОО 2009 математика и информатика приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно- практических задач приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности
Место учебного предмета в учебном плане В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 540 часов Предусмотрен резерв свободного учебного времени – 40 учебных часов на 4 учебных года. Этот резерв может быть использован по своему усмотрению разработчиками авторских программ
Содержание учебного предмета выступает как система научных понятий, конституирующих определённую предметную область. В основе усвоения системы научных понятий, определяющих развитие теоретического мышления и прогресс познавательного развития учащихся лежит организация системы учебных действий
Разделы основного содержания Числа и величины Арифметические действия Текстовые задачи Пространственные отношения Геометрические фигуры Геометрические величины Работа с данными
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по каждому предмету представлено несколькими вариантами Выбор варианта определяется условиями работы конкретного образовательного учреждения, приоритетами в учебно- воспитательной работе Математика представлена тремя вариантами планирования
Тематическое планирование по математике Обеспечение предметной подготовки, достаточной для продолжения образования Более углубленное рассмотрение вопросов, связанных с геометрией Ориентация на развитие умения работать с информацией
Разделы основного содержания Числа и величины Арифметические действия – 190 – Текстовые задачи – 110 – Пространственные отношения Геометрические фигуры – 50 – Геометрические величины – 40 – Работа с данными - 40 – Резерв – 40 –
Раздел «Числа и величины» (70 ч) Содержание курса Счёт предметов Название, последовательность и запись чисел от нуля до миллиона Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых Сранение и упорядочение чисел, знаки сравнения
Раздел «Числа и величины» (70 ч) Содержание курса Масса. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна) Вместимость. Единица вместимости (литр) Время. Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) Соотношения между единицами измерения обнородных величин Сравнение и упорядочение однородных величин
Внеурочная деятельность по предмету кружковая работа (с 1 класса) факультативные занятия (со 2 класса) проектная деятельность (с 1 класса)
Система Л.В. Занкова И.И. Аргинская Е.П. Бененсон Л.С. Итина
Школа 2100 Т.Е. Демидова, С.А Козлова, А.П. Тонких
Система Л.В. Занкова И.И. Аргинская Е.П. Бененсон Л.С. Итина
Начальная школа XXI века Рудницкая Виктория Наумовна Юдачёва Татьяна Владимировна
Школа 2100 Т.Е. Демидова, С.А Козлова, А.П. Тонких Золотая медаль Серебряная медаль Бронзовая медаль Пеппи Альфред Слон
Школа 2100 Т.Е. Демидова, С.А Козлова, А.П. Тонких Золотая медаль Серебряная медаль Бронзовая медаль Пеппи +-- Альфред --+ Слон -+-
Школа 2100 Т.Е. Демидова, С.А Козлова, А.П. Тонких ПеппиЗолото СлонБронза Альфред Серебро
Система Л.В. Занкова И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина
Работа с лексикой Типовые задачи в 1 действие Ориентирование в ситуации Краткая запись Составление уравнения РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ Составление выражения Работа со схемами ПОНИМАНИЕ СИТУАЦИИМОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИИ НАВЫКИ БАЗОВЫЕ
Группы универсальных учебных действий личностные регулятивные, включая саморегуляцию познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические коммуникативные действия
Личностные действия Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику возможность понять значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего
Регулятивные действия Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения
Познавательные действия Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач
Коммуникативные действия Обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя
Система оценки: начальная школа Внутренняя оценка: учитель, ученик, ОУ и родители Внешняя оценка: государственные службы аккредитация ОУ аттестация кадров мониторинг системы образования чтение, УУД русский математика три итоговые работы итоговая оценка + накопленная оценка Выбоорочное обследование работ уч-хся Необходимые дополнительные данные/исслед.
Портфель продвижений математика математика Примерный состав 1.Выборки детских работ 2.Результаты стартовой диагностики 3.Материалы текущей оценки: листы наблюдений, оценочные листы 4.Результаты и материалы тематических работ 5.Результаты и материалы итогового контроля 6.Достижения во внеучебной деятельности
Портфель продвижений математика математические диктанты мини-исследования мини-проекты модели решения задач геометрические модели аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии
Оценка метапредметных результатов: Линейка достижений: сбор и организация данных Оценка метапредметных результатов: Линейка достижений: сбор и организация данных В качестве источника информации использует только учебник Описывает наблюдения с помощью учителя Пытается использовать различные источники информации Описывает наблюдения, используя знакомые способы Отбирает нужную информацию из большого ее массива Описывает наблюде- ния, используя рисунки, пояснения, таблицы и графики ДАТА ___________