Основные положения основной образовательной программы 2012
Порядок введения ФГОС Распоряжение Правительства РФ от г р Обязательное введение Введение по мере готовности ОУ Последовательно Начальная школа – с 2011 года Основная школа – с 2015 года Старшая школа – с 2020 года По ступеням образования Начальная школа – с 2010 года Основная школа – с 2012 года Старшая школа – с 2013 года Во всех школах Российской Федерации В пилотных школах на основании критериев готовности
Переход на ФГОС ООО С первого сентября 2012 года может быть осуществлен переход на ФГОС основного общего образования «по мере готовности» образовательных учреждений План действий по модернизации общего образования на годы УТВЕРЖДЕН Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г.
Механизм стандартизации 2004 г. Государственные образовательные стандарты Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки Базисный учебный план. Федеральный компонент Федеральные государственные образовательные стандарты 2009 г. Требования к результатам освоения Требования к структуре Требования к условиям реализации основных образовательных программ
ГОС 2004 Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Требования к ООП начального и основного общего образования ЦелевойСодержательный Организационный Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы Программа формирования УУД, «Основы проектно-исследовательской деятельности», «Формирование ИКТ- компетентности», «Основы смыслового чтения и работа с текстом», - междисциплинарные программы; программы отдельных учебных предметов, курсов; программы внеурочной деятельности программа воспитания и социализации, включающая такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы Учебный план; План внеурочной деятельности система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта
Статья 9 п.6 ФЗ «Об образовании» ООП начального, основного и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию ФГОС с учетом типа и вида ОУ, образовательных потребностей и запросов обучающихся, региональных, национальных и этнокультурных особенностей и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся (изменения внесен ФЗ от ).
ФГОС начального и основного общего образования Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.
Планируемые результаты Представляют систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения ООП.Представляют систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения ООП. Обеспечивают связь между Стандартом, образовательным процессом и системой оценки планируемых результатов.Обеспечивают связь между Стандартом, образовательным процессом и системой оценки планируемых результатов. Служат содержательной и критериальной основой для разработки программ, учебников, УМК, измерителей (КИМ).Служат содержательной и критериальной основой для разработки программ, учебников, УМК, измерителей (КИМ).
Междисциплинарные программы ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ «Формирование универсальных учебных действий»; «Формирование ИКТ-компетентности»; «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»; «Основы смыслового чтения и работа с текстом»
Электрические и магнитные явления Выпускник научится: распознавать электромагнитные явления и объяснять основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, дисперсия света…; описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение,,…; анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома …; решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон ДжоуляЛенца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света),…
Содержательный раздел Рабочие программы по всем учебным предметам и курсам учебного плана школы Программы внеурочной деятельности (кружков, секций, клубов, студий, проектов, практикумов, тренингов, мастерских)
Содержательный раздел Программа воспитания и социализации: 1.Программа духовно-нравственного развития; 2.Программа профессиональной ориентации; 3.Программа формирования экологической культуры; 4.Программа культуры здорового и безопасного образа жизн и Программа коррекционной работы
Организационный раздел Учебный план школы (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса, 70%/30%) План внеурочной деятельности Система условий реализации ООП
План внеурочной деятельности Направления Формы организации Объем внеурочной деятельности: на базе ОУ; в системе доп. образования; Расписание занятий (кружков, секций, ….) Виды деятельности Кроме этого: Учреждения, обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности; Источники финансирования; механизмы формирования социального заказа
Примерная структура предметной области предметная область Базовые компоненты Учебн ые курсы Модули внутрипредметные и межпредметные) Практикумы и практики Самостоятельная работа учащихся Экспериментально- исследовательская деятельность Проектная деятельность Вариативные компоненты Учебные элективн ые курсы (предпро фильные ) Модули внутрипредметные и межпредметные) Тренинги Образовательные экскурсии Практикумы и практики Учебная деятельность 16
Организационная модель внеурочной деятельности д Специалисты, работники школы (психолог, старший вожатый) Внеурочная деятельность Инновационная деятельность (программы, проекты) Учебный план ОУ Часть, формируе мая участникам и образовате льного процесса Дополнит ельное образова ние ОУ (кружки, секции, студии, проекты, клуб) Дополнит ельное образова ние учрежден ий культуры и УДОД Группы продленн ого дня. Деятельн ость воспитат елей ГПД, школа полного дня Классное руководст во (экскурси и социальн ые акции, соревнов ания) Система воспитательной работы. Уклад школьной жизни.
Внеурочная деятельность гимназии Кружковая, студийная, клубная, секционная деятельность Деятельность классного руководителя: экскурсии, дискуссии, праздники, события. Деятельность научного общества (исследование, проект, акция) Деятельность специалистов (заместитель директора, психолог, социальный педагог): уроки здоровья, тренинги, традиции, мероприятия Дополнительное образование (УДОД) Внешкольная работа в учреждениях культуры и спорта: праздники города, социальные акции, фестивали Предпрофильная подготовка Платные дополнительные услуги Пространственная модель внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность Обучающиеся имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом (п.16 ст.50 Закона РФ «Об образовании»). Внеурочная деятельность, реализуемая в рамках функционала классного руководителя, воспитателя ГПД, психолога и других работников, деятельность которых не регламентирована учебным планом, является необязательной для посещения.
Перспективы финансирования Снятие жесткой зависимости размера зарплаты от количества уроков;Снятие жесткой зависимости размера зарплаты от количества уроков; Введение внеурочной (внеклассной, внешкольной, методической и др.) деятельности в объем оплачиваемой работы учителя в пределах должностного оклада;Введение внеурочной (внеклассной, внешкольной, методической и др.) деятельности в объем оплачиваемой работы учителя в пределах должностного оклада; Введение новой схемы нормирования труда учителя, учитывающей все виды выполняемой им работы;Введение новой схемы нормирования труда учителя, учитывающей все виды выполняемой им работы; Установление верхнего предела учебной нагрузки (урочной части) педагога.Установление верхнего предела учебной нагрузки (урочной части) педагога.
Ключевые идеи: индивидуализация (индивидуальные образовательные траектории); информатизация (цифровая образовательная среда); кооперация (проектная и учебно- исследовательская деятельность); формирующее (экспертное) оценивание; интеграция общего и дополнительного образования; междисциплинарность содержания; метапредметность результатов. сотрудничество
Факторы успеха Междисциплинарные программы (интеграция предметного содержания) Технологии деятельностного подхода Внеурочная деятельность Образовательная среда
ФГОС общего образования Проблемные зоны:Проблемные зоны Ответственность за результаты; Узкопредметное содержание; Преобладание фактологических знаний; Репродуктивность содержания; Социальная неопределенность приоритетов
24 Обсуждение вопросов по разработке и реализации стандарта на сайте standart.edu.ru
Ф ФГОС Все прожекты зело исправны быть должны, дабы казну зряшно не засорять и отечеству ущерба не чинить. Кто прожекты станет абы как ляпать, того чина лишу и кнутом драть велю. Петр I 25
Выживает не самый сильный, и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на изменения Чарльз Дарвин
Центр модернизации общего образования РИПК и ППРО Иванова Н.Б. т