1 Евдокимова А.О., к.п.н., старший научный сотрудник Отдела начального образования ИСМО РАО Кочурова Е.Э. к.п.н., зав. лаб. методики начальной школы Отдела.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Евдокимова А.О., к.п.н., старший научный сотрудник Отдела начального образования ИСМО РАО Кочурова Е.Э., к.п.н., старший научный сотрудник Отдела начального.
Advertisements

Педагогическая диагностика и коррекция – важнейшее средство повышения эффективности обучения младших школьников.
1 Евдокимова А.О., к.п.н., старший научный сотрудник Отдела начального образования ИСМО РАО Кочурова Е.Э. к.п.н., зав. лаб. методики начальной школы Отдела.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК УСЛОВИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ШКОЛЕ.
4 Универсальные учебные действия Что это такое и как программировать учебные действия в процессе начального обучения?
Упорова В.П. МАОУ «СОШ 2» г. Краснокамск. обоснование, разработка и апробация системы использования педагогических подходов и технологий, способствующих.
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов обучения Подготовила учитель начальных классов МОУ лицея 4 г. Данкова Погребная О. В.
Часть 6 3 класс. Арифметические действия (50 часов) Определение остатков, которые могут получаться при делении на данное число. Наименьший и наибольший.
«Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения грамоте».
«Педагогическая диагностика и включение детей с ОВЗ в учебную деятельность» Учитель начальных классов МБОУ СОШ с. Вознесенское Ермохина Л юдмила А ндреевна.
Руководитель МО НШ Мельник Ольга Анатольевна. отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к окружающему миру, личностные.
Способы работы с детьми по результатам мониторинговых исследований для повышения качества образования Кузнецова М.И.
Презентация рабочей программы по математике. Программа разработана на основе Примерной программы по математике федерального государственного образовательного.
Школьный старт педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе.
Итоговый тестовый контроль в начальной школе. 1. Тетради содержат тестовые задания разного характера, составленные в соответствии с требованиями ФГОС.
Диагностика развития УУД Презентацию выполнила учитель Пелеговской оош Смирнова Н.Ф.
Универсальные учебные действия это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так.
Комплект учебно-методических пособий«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ХХI ВЕКА» Все авторы - известные ученые, педагоги и методисты Все учебники и учебные пособия соответствуют.
Проблемы формирования универсальных учебных действий (по результатам выполнения комплексной работы пятиклассниками пилотных школ) 27 марта 2013 г.
Формирование готовности к проектной деятельности учащихся начальной школы Денисова Ирина Васильевна методист лаборатории информационной поддержки развития.
Транксрипт:

1 Евдокимова А.О., к.п.н., старший научный сотрудник Отдела начального образования ИСМО РАО Кочурова Е.Э. к.п.н., зав. лаб. методики начальной школы Отдела начального образования ИСМО РАО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА успешности обучения младших школьников как технология реализации ФГОС второго поколения в системе учебников «Начальная школа ХХІ века».

В чём отличие контрольной работы от диагностической работы? Контрольная работа: Диагностическая работа:

Цели … Содержание … Методы … Организационные формы … Средства …

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют: – определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков; – выявить характер трудностей ученика и установить их причины; – установить уровень овладения учебной деятельностью; – оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.

Тема: "Безударные гласные в корне слова» 2 класс 1 Умеешь ли ты писать слова с безударными гласными в корне? Укажи с помощью цифр 1, 2, 3, 4 порядок своих действий. Чтобы не ошибиться в написании слов с безударными гласными в корне нужно: Обозначить безударный гласный той же буквой, которой обозначается ударный гласный в этом корне. Определить, в какую часть слова входит безударный гласный. Для безударного гласного в корне слова подобрать проверочное слово. Определить место ударения в слове.

Тема: "Безударные гласные в корне слова» 2 класс 2 Вставь букву, обозначающую безударный гласный в корне слова. В каждой группе найди и подчеркни проверочные слова. м__довый, мёд, медовик, медный; к__рмушка, карман, корм, кормление, кормит, корка; б__льница, больной, боль, больше, бальный; св__тлячок, светить, светлый, цвет, ветка; 3 Ты уже знаешь, что часто разные слова произносятся одинаково. Сделай буквенные записи слов. [лиса], [мичи], [слизат]

Пример из педагогической диагностики Отметь верное решение задачи. В детский сад привезли апельсины. После того как дней расходовали по кг в день, осталось кг апельсинов. Сколько килограммов апельсинов привезли в детский сад? а) ( ) – б) ( ) + в) ( : ) –

Объяснение решения по схеме: «Я учусь считать» 1 класс

Текстовая арифметическая задача и ее решение Понятие арифметической задачи. Условие и вопрос задачи. Запись решения и ответа. Составная задача и ее решение. Задачи, содержащие более двух данных и несколько вопросов. Изменение условия или вопроса задачи. Составление текстов задач в соответствии с заданными условиями. Сравнивать предъявленные тексты с целью выбора текста, представляющего арифметическую задачу. Обосновывать, почему данный текст является задачей. Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, с помощью фишек или схем. Конструировать алгоритм решения задачи. Воспроизводить способ решения задачи в разных формах (вопросно-ответная, комментирование выполняемых действий, связный устный рассказ о решении). Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Конструировать несложные задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, схеме и пр.) Программное содержание Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия)

проверка воспроизведен ия знаний применение знаний в знакомой ситуации Три уровня усвоения содержания применение знаний в незнакомой ситуации

1. Прочитай предложения. В рядом с правильными предложениями поставь +. В русском языке все согласные имеют пару по твёрдости – мягкости. В русском языке не все согласные имеют пару по твёрдости – мягкости. В русском языке звуки [ш] [ж] [ц] всегда твёрдые, у них нет мягкой пары. В русском языке звуки [й] [ч] [щ] всегда мягкие, у них нет твёрдой пары.

3. В языке «Крокс», так же как и в русском языке, нет отдельных букв для парных по твёрдости - мягкости согласных. Догадайся, как обозначается твёрдость и мягкость согласных звуков в языке «Крокс». Запиши несколько слов по правилам «крокского» языка. м*ач* - мячм۷ал*ч*ик۷ - мальчик вата - ____________________, тётя - ____________________, чижи - ___________________, осень - ___________________ Как ты думаешь, каких букв нет в языке «Крокс»?

Метапредметные результаты (ФГОС, 2009) освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации определять наиболее эффективные способы достижения результата

Пример из педагогической диагностики: умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия Подчеркни правильное решение. а) 64 : 7 = 8 (ост.8) б) 51 : 9 = 5 (ост.6) в) 57 : 7 = 7 (ост.1)

Пример из педагогической диагностики: умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. В данной записи некоторые цифры заменили точками. Поставьте знаки >, < так, чтобы записи были верными:

Пример из педагогической диагностики: умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. Прочитай слова. Если звуки, из которых состоят эти слова, произнести в обратном порядке, получатся другие слова. Запиши их рядом с данными словами ток - [ т о к ] [ к о т ] кот лён - [л´ о н ] [н о л´] ноль ель - [ j´ э л´ ] [л´ э j´] лей

Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС, 2009) овладение логическими действиями: сравнения, анализа, синтеза, обобщения установления аналогий и причинно-следственных связей классификации по родовидовым признакам построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

задания связаны с определением уровня ряда мыслительны х операций проведение обобщения поиск нескольких возможных способов решения классифика ция группировка распознава ние задачи, не имеющей решения проведение сравнения

Пример из педагогической диагностики Установи закономерность расположения слов и продолжи ряд. 1) белый – чёрный, длинный - _________________________ 2) ласковый, приветливый, нежный, ____________________ 3) кенгуру, метро, пальто, ____________________________ 4) цветок, цветка, к цветку, ____________________________ Запиши к данным словам антонимы (слова, противоположные по значению). радостный - ___________, опасный - _______________ прекрасно - ____________, капустный - _____________ хвастливый - ___________, гигантский - _____________

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Допиши единицы измерения. Длина дорожки 50 ___. Площадь кухни 8 ___. Высота дома 32 ___. Площадь пенала прямоугольной формы 180 ___ Высота окна 145 ___. Длина гвоздя 100 ___ Рост школьника ___.

способствует ли обучение продвижению в общем развитии, происходят ли изменения в математическом и языковом развитии какие компоненты учебной деятельности сформированы, а какие требуют дополнительной работы уровень самоконтроля (планирующего, пошагового, итогового); уровень самооценки причины устойчивых ошибок учеников и характер возникающих затруднений Реальной основой дифференцированного обучения должна стать педагогическая диагностика как КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ

Оценивание выполнения заданий педагогической диагностики В интерпретации результатов применяется сочетание качественного и количественного подходов. Подчеркни слова, которые соответствуют схеме ¬ пригорок поход подруга мальчик кафеполяна 0 баллов – выбрано одно и более слов, несоответствующих схеме, правильные слова не отмечены или кроме слова, соответствующего схеме, выбрано более двух неправильных. 1 балл – выбрано одно из слов, соответствующих схеме, и одно слово, которое не соответствует схеме. 2 балла – отмечено только одно из двух слов, соответствующих схеме (поход или подруга), неправильных выборов нет. 3 балла – задание выполнено правильно: отмечены слова поход, подруга.

п/п 2 класс Б (декабрь- январь 2010 г.) Список класса Математика (ДИАГНОСТИКА) П…… Евгения Викторовна 1 Логич. Задача (не жёлтая, не квадрат ) 2 Выбор схемы (Текст задачи схема.) 3 Подсчёт квадратов разными способами 4 Выбор арифме тическо го действ ия (Текст задачи действ ие.) 5 + (-) в предел ах 100. Нестан дартная ситуац ия. 6 Анализ текста задачи. 7 Текст задачи действие Нестанд артная ситуация.Избыточ ное данное. 8 Констру ировани е новой фигуры из частей 9 Нарисуй самолёт (рыбку), изменив её простра нственн ое располо жение. СамоК Балл Мах Нашла решение в 3 6х2+2х конструирование, пространство Оригинальный подход к решениям конструирование, со- поставление с образцом конструирование Проверка собственного решения 27-19=18 конструир, пространство Нашла решение в 3 6х2+2х Нашёл решение в 3 6х2+2х Анализ задачи 7. конструирование Задача7, конструир, пространство Анализ задачи Задачи. Проверка собственного решения

4 класс Б…… Елена Леонидовна Школа ( 17 декабря 2010 г.) 1 Сравне ние многоз начных чисел Нестан дартная ситуаци я. 2 Поиск ошибок в алгорит ме умноже ния 3 Примен ение алгорит ма умноже ния для восстан овления пример а. 4 Первы й «шаг» алгори тма делени я 5 Примене ние алгоритм а деления 6 Оценка частного в примера х на деление с остатком 7 Определ ение «шагов» алгоритм а выполне ния действий в числово м выражен иии 8 Примен ение математ ич термин ологии: делимо е, делител ь, и др. 9 – 10 – 11 Анализ текста задачи и готового решения. Выбор двух верных решений из трёх возможных. Восстановление недостающих действий в решении задачи ( 11 ) Анализ геометрическ ой фигуры: длина стороны, периметр, площадь 14 Констру ктивные умения, примене ние знаний о площади и перимет ре. Все го Мах 42 А Результаты выполнения диагностической работы по математике 4 класс (середина учебного года)

Математика (ДИАГНОСТИКА) П……Марина Викторовна, ГОУ СОШ… кл. Б конец уч. года/ 4 кл. начало уч. года

Н Я К В А Математика (ДИАГНОСТИКА) 4 класс А (начало уч. года) 2012 г., баллы после сам. исправления ошибок

Способы представления результатов педагогической диагностики

Вариант выполнения детьми диагностического задания: «Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке»

Задание 6 Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях. Текст задания: «Посмотрите на эти картинки, видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно самостоятельно назвать каждую картинку и, если в названии картинки есть звук [с], зачеркнуть кружок под ней. Первая картинка «солнце», в слове «солнце» есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания».

Пример из педагогической диагностики 1 класс середина года

Варианты выполнения задания 1 класс середина года

Педагогическа я диагностика 1 Выявление причин устойчивых ошибок; характера возникающих затруднений Коррекционно -развивающая работа Педагогическа я диагностика 2

Коррекционно-развивающая работа

1. Безграничная вера в ребенка. 2.Путь от успеха к успеху. 3. Создание доброжелательной атмосферы на уроках. 4. Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями. 5. Принцип «качественного» подхода: учитель знает, в чем трудности и как они могут быть устранены самым эффективным способом. 6. Опора в обучении на «сильные» стороны в развитии ученика, выявленные в процессе диагностики. 7. Содержание учебного материала для проведения коррекционных занятий должно не только предупреждать трудности обучения, но и способствовать развитию учащихся. 8. Коррекционно - развивающую работу необходимо осуществлять систематически и регулярно.

Пример из педагогической диагностики 1 класс конец года 2. Сравни слова: осы оси Отметь правильные утверждения. Слова отличаются только третьими звуками. Слова отличаются вторыми и третьими звуками. Слова отличаются третьими буквами. Слова отличаются вторыми и третьими буквами.

45 ФГОС. Требования к метапредметным результатам освоения ООПНОО, 2009 Программа УМК «Начальная школа ХХI века». Раздел «Учебная деятельность», 1998 г. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Умения принимать и решать учебную задачу. Учебная задача с соответствующими операциями. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Способы решения конкретных учебных задач по языку, математике, окружающему миру и др. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения. Планирование действий по их решению. Последовательность учебных операций (знание, соответствующих алгоритмов действий). Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Осознание уровня владения тем или иным способом действия ( «я не могу это сделать, потому что я не знаю или не умею…»), ориентировка на поиск необходимого ( нового) способа действия.

Дифференциация обучения – ключ к сохранению индивидуальности ребенка Обучение в гетерогенных классах. Выделение заданий трёх уровней сложности. Наличие коррекционно- развивающих тетрадей. Учет сформированности учебной деятельности (использование педагогической диагностики). Осознание уровня владения тем или иным способом действия («я не могу это сделать, потому что я не знаю или не умею...»), ориентировка на поиск необходимого (нового) способа действия.

«Дружим с математикой» 4 класс

Проверочные тестовые работы: русский язык, математика, чтение Предлагаемые тесты позволяют выяснить, насколько знания и умения учащихся соответствуют основным требованиям ( общим для всех программ начальной школы) к знаниям и умениям учащихся, оканчивающим соответствующий класс. Тестовые задания составлены таким образом, чтобы одновременно выяснялась и сформированность учебных умений – умения воспринимать учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания, использовать свои знания в новой, нестандартной ситуации.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч1. – М.: Просвещение, – 215 с. (Стандарты второго поколения)

Евдокимова Антонина Олеговна, к.п.н., старший научный сотрудник Отдела начального образования ИСМО РАО Кочурова Елена Эдуардовна к.п.н., зав. лаб. методики начального обучения Отдела начального образования ИСМО РАО