ЗНАЧЕНИЕ КАРИКАТУРЫ ВО ВРЕМЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 года
В России, только начиная с 1812 года, начинается беспрерывное развитие карикатуры. Быстро и оперативно откликнулись русские художники на вторжение Наполеона в Россию. Пред ними стояла задача популяризировать идею народного характера войны, найти такую форму, которая будет понятна самым широким слоям общества. Это развитие не могло быть уже ничем остановлено, и русская карикатура стала приобретать все большее и большее политическое значение. Карикатура как фактор общественной жизни А. Г.Венецианов
При штабе М. И. Кутузова уже в первые месяцы Отечественной войны 1812 года была создана специальная типография, призванная вести пропагандистскую деятельность среди населения и армии. Всего было создано около 200 произведений, большая часть из них не подписана. «Широк в плечах француз, ни что его неймет, а вось его моя нагайка зашибет»». Карикатура И.И. Теребенева.
Алексей Гаврилович Венецианов, Иван Иванович Теребенев и Иван Алексеевич Иванов создали большую часть известных ныне карикатур и жанровых картинок на тему борьбы с французскими захватчиками. По свидетельству современников, они были связаны тесной дружбой и очень часто работали сообща. Но наиболее выдающимся среди них был И. Теребенев. Его карикатуры имели такой огромный успех, что имя его было известно всей грамотной России. Четкий рисунок, стройность композиции, художественный характер каждой детали, живописность, великолепные тексты характерные черты работ Теребенева. Художники-карикатуристы
«Наполеон формирует новую армию из роты уродов и калек». Карикатура И.А. Иванова. Известный художник И.А. Иванов подписывал свои работы инициалами (И. И.), всего известно 6 листов. В них гораздо меньше юмора, нет острой политической окраски, но зато они отличаются более сложной композицией. Среди популярных работ Иванова можно назвать «Наполеон формирует новую армию из роты уродов и калек», «Бегство Наполеона». Немногое можно сказать о литературной стороне карикатур Иванова. Под его карикатурами даны только заглавия да краткие ссылки на источник, откуда заимствован сюжет. Творчество художника И.А. Иванова
В своих карикатурах Венецианов отобразил в сатирическом виде различные эпизоды военной кампании: «Зимние Наполеоновы квартиры»,«Французы, голодные крысы, в команде у старостихи Василисы». Автор избегал подробных пояснительных надписей, поэтому художественная сторона его работ превалирует над текстовой. Это отличало его гравюры от работ знаменитого скульптора и рисовальщика И.И.Теребенева. Зимние Наполеоновы квартиры. А.Г. Венецианов Творчество художника А.Г. Венецианова
Наполеон пляшет под дудку мужика: « И мы твою брат слышали погудку, в присядку попляши же теперь под нашу дудку!» И.И. Теребенев От авторов «летучих листов» ( народное название полит. карикатуры) требовалось возбудить и подпитать народный гнев в борьбе с врагом. Существовали различные виды карикатур: 1.Высмеивание Наполеона и его армии. Задача: показать низость и слабость французской армии, а также осмеяние действий Наполеона. Эти карикатуры отбивали довоенное желание всячески подражать французам, заставляли смеяться над врагом, что придавало храбрости в бою. « Летучие листы»
«Если французы не скакали как крысы, не попали бы в мышеловку Василисы». И.Теребенев 2. Пропагандистские карикатуры. Задача: призыв крестьян к партизанской войне и пример мужественности простых людей в борьбе с врагом. Ненависть к врагу тысяч крестьян, стеной окруживших армию Наполеона, подвиги героев Федора Онуфриева,Герасима Курина, старостихи Василисы, и других крестьян – вот ответ на пропагандистские «летучие листы».
Показательных примеров геройства русского мужика, было множество, например «Русский Сцевола», « Русский Геркулес», « Чудо – богатыри города Сычевки». И хотя на многие подвиги могли решиться не все, но чувство гордости, за то что у России есть такие герои, вселяло храбрость в души русских людей. « Русский Сцевола», подражая римскому герою Гаю Сцеволе, который не побоялся за правду пожертвовать своей рукой, наш русский мужик не побоялся отрубить руку, чтобы не носить ненавистное клеймо - знак верности Наполеону. Карикатура И, Теребенева.
Значение карикатуры было огромным в политическом, патриотическом, нравственном, воспитательном, художественном и историческом значении. Бесспорным считается тот факт, что эта война пробудила любовь к Родине, к народу, ко всему родному. Карикатуры усиливали веру в мощь и непобедимость Русской армии, заставляли смеяться над врагом, что придавало храбрости в бою и стремлению к подвигам. Путем осмеяния действий французской армии уменьшались размеры приносимого ею вреда. Триумфальное прибытие в Париж Наполеона. Карикатура Венецианова. Значение карикатуры во время Отечественной войны 1812 года.
Влияние карикатуры на другие области искусства Интересно, как отразилась карикатура в иных областях искусства, к примеру, в русском художественном стекле. Самой популярной темой в росписях была Отечественная война 1812 года: наряду с портретами героев войны и батальными сценами часто изображали и армию Бонапарта в карикатурном виде. Фарфоровый завод Франца Гарднера в 1813–1815 годах выпускал кружки с изображением Наполеона и русских крестьян по сатирическим рисункам Теребенева.
Спасибо за Внимание!