Приёмы формирования самооценки учащихся Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания. Т. Карлейль Афоризм. Мы ошибаемся только дважды : когда оцениваем себя и когда оцениваем других.
САМООЦЕНКА И САМОКОНТРОЛЬ - РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД – ДЕЙСТВИЯ, ОРГАНИЗУЮЩИЕ УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Психологические особенности младшего школьника 1) Неумение объективно оценить результаты своей деятельности. 2) Слабый контроль и самоконтроль. 3) Неадекватность принятия оценки учителя. Характер принятия школьниками оценки учителя зависит от степени сформированности у них самооценки. Основные требования к оценочной деятельности. - Формирование умений оценивать свои результаты. - Сравнивать их с эталонными. - - Видеть ошибки. - - Знать требования к работам разного вида.
Самоконтроль. Умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном. Умение анализировать правильность ( неправильность ) выбора способа учебного действия. Умение анализировать средства достижения цели. Поиск ошибок в чужой и своей работе. Анализ их причин и определение путей исправления.
« СВЕТОФОР » « СВЕТОФОР » « Я всё хорошо выполнил, без ошибок и могу идти дальше » « Я всё хорошо понял, но мне надо быть внимательным и переделать без ошибок » ( 1-2 ошибки ) « Мне нужно ещё раз всё повторить » ( 3 и более ошибок ) Каждое выполненное задание в тетради ребёнок оценивает, подаёт сигнал учителю не только внешне ( сигнальной карточкой ), но и на полях цветовым кружочком. При проверке учитель ставит свой цвет « светофора »
1 класс : учимся оценивать свое эмоциональное состояние 5
1 класс : учимся оценивать свой ответ 6 учимся признавать свои ошибки
1 класс. « Мои успехи в школе и вне школы » 7
« СОСЕД ПО ПАРТЕ » 1 способ. Сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недочёты. 2 способ. Ученик сначала оценивает себя, затем идёт обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то кружок соседа обводится таким же цветом. Если оценки не совпали, то кружок соседа обводится другим цветом
Волшебная линеечка » « Волшебная линеечка » Оцените себя : « Я сегодня работал лучше, чем обычно » « Я доволен своей работой » « Я мог бы работать лучше »
Формирование прогностической оценки. «+», «-» и «!» «+» – знаю и умею «v» - нужна помощь «!» - не умею, не знаю «v» – это я знаю «+» – это новое для меня «!» – удивлён « » - очень важно, следует запомнить Если ребёнок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная. Он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником.
Результат. Ученик Видит свои успехи, продвижение. Имеет возможность определить пробелы в знаниях, своё незнание. Возникает потребность в улучшении своей работы по собственной инициативе. Формируется навык самоконтроля и самооценки. Учитель Наглядно видит процесс формирования предметных знаний у учащихся. Обеспечивает целенаправленную и своевременную коррекцию.