Презентация подготовлена педагогом - психологом ГОУ ЦО 771, г. Москвы ДЕТКОВСКОЙ ОКСАНОЙ ВЛАДИМИРОВНОЙ Профориентационное занятие по курсу Г. В. Резапкиной Урок 30
РАЗДЕЛ 4 ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ Урок 30 СТРАТЕГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ Психология и выбор профессии Урок 30
Правила выбора профессии : Урок 30 Во - первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость ( ХОЧУ ) Во - вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств : интеллектуальных, физических, психологических ( МОГУ ) В - третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда ( НАДО )
Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека даже не пересекаются, это означает, что ОН ХОЧЕТ ДЕЛАТЬ ТО, ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕ МОЖЕТ В СИТУАЦИИ, КОГДА ЭТО НИКОМУ НЕ НАДО. Кстати, таких чудаков немало больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают. Урок 30
Требования рынка, возможности и желания человека могут пересекаться. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что найти компромисс между тремя условиями профессиональной успешности реально. ПО МЕРЕ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИИ МОЖЕТ РАСТИ ИНТЕРЕС К НЕЙ. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда. Урок 30
Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека самый редкий вариант, дающий ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧАТЬ ДОСТОЙНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА РАБОТУ, ПРИНОСЯЩУЮ УДОВОЛЬСТВИЕ. Урок 30
На уроках Профессионального самоопределения вы знакомились : Урок 30 С особенностями 1. самовосприятия 2. нервной системы 3. характера 4. мышления 5. мотивации и потребностей С требованиями профессии и рынка труда. Осмысление этой информации поможет вам поставить перед собой реалистичную цель и наметить пути ее достижения.
Что вы видите ? Урок 30
Как вы думаете, кто из них был лучшим стрелком из лука ? Урок 30 Повесив на дерево мишень, Мастер стрельбы из лука спросил своих учеников, что они видят. Один сказал : « Я вижу цветущий сад, среди которого стоит дерево с мишенью ». Другой сказал : « Я вижу дерево, на котором висит мишень ». Третий сказал : « Я ничего не вижу, кроме мишени ».
Выбор профессии, как и любое дело, начинается с постановки цели. Цели должны быть : КОНКРЕТНЫМИ ( хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить домик в деревне на берегу Оки, стать самым крутым бизнесменом в нашем подъезде ); РЕАЛИСТИЧНЫМИ, то есть соотнесенными с собственными возможностями : физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и др.; ПОЗИТИВНЫМИ ( идти не от чего - то « не хочу прозябать в нищете и безвестности », а к чему - то « хочу денег и славы »); ОГРАНИЧЕННЫМИ ВО ВРЕМЕНИ ( цель это мечта, которая должна осуществиться точно к назначенному сроку ).
ВАЖНО : Урок 30 Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами : личностными особенностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними : деньги, связи, случай.
При планировании профессиональной карьеры необходимо выделить следующие моменты : 1. Главная цель ( кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть ) 2. Цепочка ближних и дальних конкретных целей ( занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, с возможным местом учебы или работы ) 3. Пути и средства достижения целей ( для кого - то знания и умения, для кого - то связи и деньги ) 4. Внешние условия достижения целей ( выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления ) 5. Внутренние условия достижения целей ( способности, сила воли, здоровье ) 6. Запасные варианты и пути их достижения ( это как запасной парашют )
Французский писатель и философ Ф. Ларошфуко : Урок 30 «Умный человек определяет место для каждого из своих желаний и затем исполняет их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот порядок и заставляет преследовать одновременно такое множество целей, что в погоне за пустяками мы упускаем главное».
Если ваша цель выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и потребностями, задайте себе следующие вопросы : НА КАКОЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ Я МОГУ РАССЧИТЫВАТЬ ( высшее, среднее специальное, курсы или что - то еще ), учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности ? КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИИ, ЧТОБЫ МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО работать ? КАКОЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ Я ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ ЗА СВОЙ ТРУД реальный минимум заработной платы ? КАКОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Я ХОЧУ ВЕСТИ : напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время, или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу ? ХОЧУ Я РАБОТАТЬ РЯДОМ С ДОМОМ ИЛИ МНЕ ЭТО БЕЗРАЗЛИЧНО ?
Задание 1, стр. 113 « Машина времени » Урок 30 Запишите, каким вы хотите видеть ваше профессиональное будущее конкретно, реалистично, позитивно, к определенному сроку ( от шести месяцев до пяти лет ).
Рекомендую : Урок 30 Е. С. РОМАНОВА 99 ПОПУЛЯРНЫХ ПРОФЕССИЙ психологический анализ и профессиограммы
Всем спасибо за внимание !!! Урок 30
Литература : Г. В. Резапкина, Психология и выбор профессии Издательство « ГЕНЕЗИС » (495) (495) Урок 30