Взаимодействие семьи и школы в аспекте формирования позиции ответственного родительства Наша задача не в том, чтобы сделать себя необходимыми нашим детям, а, напротив, чтобы помочь им научиться по возможности обходиться без нас.
Воспитание ребенка Семья школа Доброта Забота Доверие
Факторы, влияющие на воспитание ребенка Семья школа внутренний конфликт внутренние Реакция ребенка на разное воспитание в семье и школе Позиции семьи школы в воспитании ребенка Возможно возникновение замкнутости, стресса, недоверия, лицемерия противоречия
Семья школа Факторы, влияющие на воспитание ребенка взаимодействие взаимодополнение Высокие результаты воспитательного процесса
1. Сближение и тесное взаимодействие разных специалистов (педагогов, врачей, психологов, представителей социальных структур). 2 Выработка единых подходов по оказанию всесторонней квалифицированной помощи ребенку и родителям. 3. Постоянная информированность родителей о достижениях, имеющихся в системе воспитания детей. 4. Включение родителей в общее образовательное пространство с учетом интересов ребенка, особенностей его развития и состояния здоровья.
С ЕМЬЯ ИМЕЕТ ПРИОРИТЕТ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК СОЦИАЛИЗАЦИИ И ОБЛАДАЕТ ОГРОМНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ, ПОЭТОМУ ТАК ВЕЛИКА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЕМЬИ ЗА ВОСПИТАНИЕ. социальное положение материальное положение род занятий родителей образование родителей эмоционально- нравственная атмосфера в семье, в том числе мировоззрение и ценности Факторы, влияющие на социализирующую, воспитательную функцию семьи
Чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее их педагогическая деятельность. Потребность в просвещении родителей П ОТРЕБНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗИЦИИ ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА
Ответственное родительство – это не состояние, а процесс или, если быть более точным, сумма процессов, протекающих в разных измерениях. Ключевыми измерениями ответственного родительства являются следующие: Коммуникативное Эмоциональное Нормативное Экономическое Охранительное Духовное
Приоритетные задачи ответственного родительства (средняя величина по пятибалльной шкале) Приоритеты второго плана (средняя величина по пятибалльной шкале) Отчет о результатах исследования: «Семья и родительство в современной России », которое в 2009 году по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, провел Институт социологии РАН.
П ЕРВЫЙ ТИП - необходимость развивать личностные качества детей - учить их стойкости, трудолюбию, предупреждать развитие у детей пагубных пристрастий, способных повредить им в будущем. В ТОРОЙ ТИП ставит на первый план проблему коммуникации, необходимость говорить с ребенком на важные для него темы, развивать взаимное доверие. Т РЕТИЙ ТИП выводит на первое место материальный фактор - необходимость для ответственного родителя одевать детей, оплачивать их учебу, обеспечивать их карманными деньгами. Ч ЕТВЕРТЫЙ ТИП подчеркивает значение социализации, привития ребенку важных общественных норм. Д ЛЯ ПЯТОГО ТИПА важнее всего в ответственном родительстве формирование в сознании ребенка адекватных представлений о свободе, ее границах и ее возможностях Ш ЕСТОЙ ТИП действия охранительного плана: ответственный родитель, полагает он, должен защитить ребенка от плохой компании, он должен знать круг друзей своего ребенка, чтобы понимать, кто среди них может стать для него угрозой С ЕДЬМОЙ ТИП ставит во главу угла воспитание в ребенке патриотических убеждений и приобщение его к вере и церкви Результаты исследования «Семья и родительство в современной России », которое в 2009 году по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, провел Институт социологии РАН. 7 ТИПОВ ПОНИМАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА
Меры помощи ответственном родительству Результаты исследования «Семья и родительство в современной России », которое в 2009 году по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, провел Институт социологии РАН.
1.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - Сфера; Москва; Дядюнова И.А. Взаимодействия семьи и образовательного учреждения (детский сад- начальная школа) в процессе социализации ребенка Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей – М.: Мозаика-синтез, – 144с. 4.Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями ДОУ: Методический аспект. М.: ТЦ, Сфера с. (Библиотека руководителя ДОУ). 5.Семья и родительство в современной России. М., 2009http:// roditel.ru/professionals/research/files/issledovanie--semiya-roditelstvo.pdfhttp:// roditel.ru/professionals/research/files/issledovanie--semiya-roditelstvo.pdf С ПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ