Важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии
Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо учесть 3 главных фактора: «ХОЧУ» + «МОГУ» + «НАДО»
«ХОЧУ» включает в себя интересы, склонности и желания человека; «МОГУ» включает в себя возможности, знания, умения и навыки человека; «НАДО» включает в себя: знание потребностей в кадрах по различным профессиям, предприятиям, географическим особенностям; знание возможностей обучения и повышения квалификации в различных учебных заведениях; знание профессиональных особенностей выбранной профессии знание перспектив развития выбранной профессии
Формула выбора профессии «ХОЧУ» + «МОГУ» + «НАДО»
Для успешного выбора профессии необходимо: Быть в курсе ситуации на рынке труда – знать, специалисты каких профессий востребованы и каковы перспективы развития различных отраслей экономики региона; Исследовать свою личность, активно развивая качества, необходимые для успешной самореализации; Хорошо представлять себе содержание труда, профессионально важные качества специальности, которую вы выбираете; Ориентироваться на рынке труда образовательных услуг – владеть информацией об учреждениях профессионального образования разного уровня.
ё Перспективные направления современного и будущего труда: профессии, связанные со сферой управления (менеджмент); профессии, связанные с внедрением компьютерных технологий; строительные профессии; профессии в области консультирования; профессии в области образования; профессии в области торговли; профессии в области здравоохранения; профессии в области технического обслуживания.
Классификация профессий по сферам деятельности: 1. Человек – человек (предметом труда является другой человек). Профессии: воспитатель, учитель, врач, библиотекарь, юрист, менеджер и т.д. 2.Человек – техника (профессии связанные с созданием, использованием, обслуживанием самых различных технических устройств). Профессии: водитель автомобиля, инженер, пилот, машинист автокрана, слесарь электромонтер и т.д. 3.Человек – знаковая система (профессии связанные с цифрами, графиками, числами). Профессии: программист, телеграфист, экономист, бухгалтер, наборщик, корректор и т.д.
4.Человек –художественный образ (профессии, представители которых создают художественный образ, их воспроизводят, перерабатывают, а также тиражируют). Профессии: писатель, художник, дизайнер, музыкант, актер, скульптор и т.д. 5. Человек – природа (профессии, представители которых имеют дело с объектами живой и неживой природы). Профессии: ветеринар, биолог, садовод, цветовод, лесовод, пчеловод и т.д.
Пошаговая схема выбора профессии: Пошаговая схема выбора профессии: 1. Объективная характеристика собственного «Я» (оценка своих физических, интеллектуальных и психологических возможностей, выявление своих склонностей, талантов, ценностных ориентиров); (оценка своих физических, интеллектуальных и психологических возможностей, выявление своих склонностей, талантов, ценностных ориентиров); 2. Список интересующих профессий (с учетом своих склонностей и интересов составление перечня профессий, которые вам нравятся, по которым хотелось бы работать); (с учетом своих склонностей и интересов составление перечня профессий, которые вам нравятся, по которым хотелось бы работать); 3. Свое соответствие требованиям профессии (анализ требований выдвигаемых к специалисту каждой профессии);
4. Детальное изучение, «примерка» профессии 5. Мнение других (обсудите свой выбор с родителями, друзьями, школьными педагогами, другими авторитетными людьми); 6. Пути достижения цели (Определение учебного заведение, развитие соответствующих профессиональных качеств и приобретение специальных навыков).
ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ незнание себя; суждение о способностях только по успехам в учебе; родительское давление; «за компанию» (неразлучные друзья); пассивность, желание свалить проблему на чужие плечи; увлечение престижностью профессии; ожидание сплошного праздника; узкое представление о мире профессий; по принципу «в жизни пригодится»; по принципу «ближе к дому»; недостаточная информированность о рынке образовательных услуг; незнание основных действий и порядка принятия решения о выборе профессии.