ГОУ ВПО «Кубанский государственный университет» Филиал в г. Славянске-на-Кубани ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ «ЛИЧНОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬЗАЦИИ ШКОЛЫ» Кандидат педагогических наук, директор Центра среднего и дополнительного профессионального образования, доцент, Юрьева Галина Петровна
Развитие способностей школьников через: 1) интеграцию учебной и внеучебной деятельности; 2) реализацию профильных программ; 3) исследовательскую деятельность; Включение мотивированный вид деятельности; 4) работу с одаренными детьми и подростками; 5) интеграцию содержания образования.
Особенности одаренных детей 1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления. 2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность. 3.Испытывают радость от умственного труда.
Категории одаренных детей 1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях. 2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства. 3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Принципы работы с одаренными детьми 1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка). 2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей. 3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг. 4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ. 5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися. 6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
«Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности». Ф. Ларошфуко.
Проектирование работы с одаренными детьми и подростками: 1. Сформулировать цели и задачи исследования. 2. Определить предмет и объект исследования. 3. Разработать диагностический инструментарий по выявлению и развитию детской одаренности. 4. Провести опытно-экспериментальную работу по апробации системы методов диагностики. 5. На основе проведенной работы разработать комплексную программу развития одаренности в образовательном пространстве школы.
ГЛАВНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ОРИНТИРЫ 8 ранее выявление детской одаренности и ее развитие определяются педагогом исходя из данных анализа результатов диагностики, в соответствии с особенностями и личностными характеристиками учащихся индикаторы развития креативных способностей, свойств личности учащегося и деятельности учителя по реализации психолого-педагогического сопровождения одаренных детей и их родителей
- Каковы признаки проявления одаренности? - Что следует диагностировать? - Как изучать и с помощью каких средств ?
Взаимодействие педагога и родителей одаренных детей и подростков в образовательном процессе 10 способствовать родительскому видению и пониманию личностных особенностей, задатков и способностей детей коммуникативная совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного развития ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков просветительская консультативная обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей
Задачи взаимодействия субъектов - Задачи, решаемые в процессе взаимодействия педагога с родителями одаренных учащихся?
Локальные документы школы: 1. ПОЛОЖЕНИЕ о Малой академии наук школьников. 2. ПОЛОЖЕНИЕ об олимпиадах. 3. ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе исследовательских проектов учащихся. 4. ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе портфолио школьников. 5. ПОЛОЖЕНИЕ об организации «Университета родительской культуры». 6. ПРОГРАММА организации деятельности педагогического коллектива школы по выявлению и психолого-педагогическому сопровождению одаренных старшеклассников. 7. Программа педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников.
способность сохранять устойчивое представление об объекте, несмотря на изменения его внешнего облика; способность сохранять устойчивое представление о вертикальности, несмотря на изменения во внешнем виде предмета. способность строить правильную последовательность; Объекты диагностики:
Актуальные и потенциальные творческие способности личности, ее креативные свойства: воображение (способность к абстрагированию, преобразованиям и ассоциированию, способы построения образов, агглютинация); различные стороны активного творческого восприятия и продуктивного мышления (способность продуцировать и разрабатывать идеи, проектирование); конвергентное мышление, способность дивергентному мышлению (основные качества - беглость, гибкость, оригинальность); развитие познавательных навыков; художественное воображение, художественные способности;
Педагогическое взаимодействие субъектов в образовательном процессе особенности самовосприятия и самооценки, индивидуально-типологические особенности личности, психологический портрет ребенка, его склонности, проявления чувства юмора, эмоциональное реагирование, проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром.
Методики диагностики детской одаренности 16 воображение (способность к абстрагированию преобразованиям и ассоциированию, способы построения образов) уровень развития познавательных навыков 1 23 конвергентное мышление, способность дивергентному мышлению 4 особенности самовосприятия и самооценки, индивидуально-типологические особенности личности
Мониторинг - постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.