Организация работы с детьми, оказавшимися в кризисных ситуациях. Организация работы с детьми, оказавшимися в кризисных ситуациях.
ГОРЕ утраты. Фазы горя. 1. Шок. Оцепенение. 2. Фаза поиска. 3. Фаза острого горя. 4.Фаза отсроченных толчков. 5.Выход. Завершающая стадия.
Соматические нарушения Нарушение дыхания Симптомы физического переутомления Утрата аппетита Нарушения сна, кошмары, бессонница Симптоматика той болезни, от которой умер близкий
Изменения в психической сфере Чувство вины, самообвинение, Стыд Уход в себя Депрессия Погруженность в образ умершего Ощущение опустошённости Раздражительность, гнев Страх собственной смерти, болезни, травмы Проблемы с сосредоточенностью Пессимизм относительно будущего
Поведенческие реакции «Прилипание» к родителям Отказ от хождения в школу (сад) Не хотят спать ОДНИ или находиться дома Агрессивность Уничтожение вещей
Тяжелые реакции Поведение как будто ничего не случилось Сильные рыдания Неприятие того, что близкий умер
Что осложняет процесс горевания Что осложняет процесс горевания Скрываемая, неполная информация «Чувства не обсуждаются» Конфликты с близким перед его смертью Невыполненные обещания Определённые обстоятельства смерти близкого Ситуации «непохороненных»
Как помочь ребёнку преодолеть горе Сохранить ритм жизни Говорить о чувствах Отвечать на вопросы Участвовать в ритуале прощания Поощрять рассказы ребёнка (о травматическом событии) травматическом событии) Отделить травму от события Успокоить (за здоровье членов семьи и т.д.) Рассказать о том, где его умерший родитель.
Как не нужно говорить Как не нужно говорить « Мама хотела, чтобы ты был весёлым…» « Мама хотела, чтобы ты был весёлым…» «Дедушка уснул навсегда» «Дедушка уснул навсегда» «Бабушка после того, как её увезли в больницу» «Не беспокойся, я никогда не умру» «Бабушка была больна…» « Уже прошло два года с тех пор, как умер дедушка. Все уже успокоились, но почему ты до сих пор расстроен?» но почему ты до сих пор расстроен?» «Не могу представить себе, что наша семья будет счастлива без него (неё)» «Не могу представить себе, что наша семья будет счастлива без него (неё)» «Твой брат (умерший), никогда не перечил мне, если я просила его помочь мне. В отличии от тебя» « Мы поговорим об этом позднее»
Смерть домашнего животного Что нужно принять во внимание. во внимание. 1.Сообщить о смерти животного, используя простые и понятные слова. 2.Если ребёнок не видел труп – показать место обследования (у ветеринара) захоронения. 3. Принять решение об усыплении животного без участия ребёнка. 4. Используйте смерть животного в качестве основы для беседы с ребёнком о смерти вообще. ребёнком о смерти вообще. 5.Не стоит сразу заводить другое домашнее животное.
Травма и реакции на посттравматическое событие
Травма – крайне сильный источник стресса вне области обыкновенного человеческого опыта, который очень неприятени вызывает симптомы Вторичная (опосредованная) травма – реакция на описание травматических событий. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – характерный симптомокомплекс, развивающийся после Психологической травмы.
Особенности травматического события Внезапность Внезапность Отсутствие похожего опыта Отсутствие похожего опыта Длительность Длительность Недостаток контроля Недостаток контроля Горе и утрата Горе и утрата Экспозиция смерти Экспозиция смерти Моральная неуверенность Моральная неуверенность Поведение во время события Поведение во время события Масштаб разрушения Масштаб разрушения
От чего зависит состояние защитных сил личности
От стрессоустойчивости человека! Молодцы! Знаете!
«ТРИ КИТА» стрессоустойчивости Ощущение важности своего существования Ощущение важности своего существования Чувство независимости и способности влиять на собственную жизнь Чувство независимости и способности влиять на собственную жизнь Открытости и интереса к изменениям, отношения к ним не как к угрозе, а как к потенциальной возможности развития Открытости и интереса к изменениям, отношения к ним не как к угрозе, а как к потенциальной возможности развития
Фазы развития ПТСР Отчаянье Отчаянье Отрицание Отрицание Навязчивость Навязчивость Прорабатывание Прорабатывание Завершение Завершение
Когда имеет смысл искать профессиональную помощь? Когда у Вас есть хронические, физические и телесные нарушения, а никаких медицинских причин не находят Когда у Вас есть хронические, физические и телесные нарушения, а никаких медицинских причин не находят Вы полностью поглощены мыслями о пережитом Вы полностью поглощены мыслями о пережитом Вы чувствуете себя очень одиноким и боитесь Вы чувствуете себя очень одиноким и боитесь Вам очень трудно принимать решения и сконцентрироваться на чем-то Вам очень трудно принимать решения и сконцентрироваться на чем-то Вы испытываете чувство безнадёжности, депрессию или гнев Вы испытываете чувство безнадёжности, депрессию или гнев Вы надеетесь. Что лекарственные средства, алкоголь или какие- то другие вещества успокоят вашу боль физическую или душевную Вы надеетесь. Что лекарственные средства, алкоголь или какие- то другие вещества успокоят вашу боль физическую или душевную Ваша жизнь идёт наперекосяк: семейные конфликты, утрата дружбы, проблемы на работе, в школе. Ваша жизнь идёт наперекосяк: семейные конфликты, утрата дружбы, проблемы на работе, в школе.
Задачи психолога ПОМОЧЬ: Принять реальность утраты Принять реальность утраты Заново приспособиться к действительности Заново приспособиться к действительности Вернуть эмоциональную энергию и вложить её в другие отношения Вернуть эмоциональную энергию и вложить её в другие отношения
Этапы процесса сопровождения Диагностика Диагностика Построение программы сопровождения Построение программы сопровождения Реализация программы Реализация программы Анализ Анализ
Диагностика Диагностическое интервью Диагностическое интервью Тест Личко Тест Личко Тест Люшера Тест Люшера Тест Кеттела Тест Кеттела Проективные методики (ДДЧ, Несуществующее животное, Карта страны, Контуры тела, Общий рисунок) Проективные методики (ДДЧ, Несуществующее животное, Карта страны, Контуры тела, Общий рисунок) Методика Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич) Методика Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич) Методика ШКАЛА СНИЖЕННОГО НАСТРОЕНИЯ СУБДЕПРЕССИИ (ШСНС) Методика ШКАЛА СНИЖЕННОГО НАСТРОЕНИЯ СУБДЕПРЕССИИ (ШСНС)
Индивидуальная программа сопровождения Длительность: от 2 до 6 мес Длительность: от 2 до 6 мес (15 занятий либо 6, но по 3-4 часа). (15 занятий либо 6, но по 3-4 часа). !!! После 12 занятия ребёнок получает представление о том, как пользоваться полученными навыками !!! После 12 занятия ребёнок получает представление о том, как пользоваться полученными навыками Включает: диагностику, психокоррекцию, реабилитацию, работу с родителями Включает: диагностику, психокоррекцию, реабилитацию, работу с родителями
Конечный результат должен выгладеть примерно так!!!