Выступление по теме : «ИНДИФФЕРЕНТНОСТЬ». Краевое государственное казённое образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом 21» Творческая группа воспитателей: Т.А.Ивашкина, В.В. Кабозова, М.В. Хабаровский край года
Коммуникативные способности - способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения. Перцептивные способности - способность проникать во внутренний мир воспитанника, объективно оценивать их эмоциональное состояние, - психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.
…Педагогу надо обладать огромным талантом человеколюбия и безграничной любви к своему труду и прежде всего к детям, чтобы на долгие годы сохранить бодрость духа, ясность ума, свежесть впечатлений, восприимчивость чувств – а без этих качеств его труд превращается в муку. В.А. Сухомлинский.
Педагогическая индифферентность характеризуется эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся. Педагогическое равнодушие развивается на основе обобщения личного отрицательного опыта педагога. Педагогическая индифферентность развивается с годами как следствие эмоциональной усталости и отрицательного индивидуального опыта взаимодействия.
Несоответствие занимаемой должности. Личные душевные переживания, слабое состояние здоровья. Эмоциональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов и др., всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание плата за сочувствие». Индифферентность в определенный момент присуща всем.
Психологическая энциклопедия Индифферентность В сущности употребляется как синоним нейтральности. Индифферентный стимул – тот, который не вызывает условную реакцию: он нейтрален по отношению к условной реакции. Состояние индифферентно сти (безразличия) – это когда индивид не имеет никаких предпочтений между альтернативными выборами или направлениями действия. Индифферентная точка – значение на некотором континууме или измерении, которое представляет нейтральность.синонимстимулреакцииСостояниеиндивидточказначениеконтинууме
Для такого типа характерна неразвитость эмоционального компонента, нейтральные формальные отношения, отсутствие взаимодействия. Индифферентность – безличный, отстраненный тип взаимоотношений.
Пассивность, равнодушие, безучастность, черствость, сухость, апатия.
Главный путь перехода к другим, более плодотворным типам взаимодействия – включение в совместную творческую деятельность, когда создаются условия для совместных переживаний, ощутимого вклада каждого в общий результат, возникновение отношений зависимости. Индифферентный тип взаимодействия может перейти и в конфронтацию при неправильной организации деятельности и отношений в процессе работы, противопостановлении успехов, достижений взаимодействующих сторон. А ведь обмануть ребёнка не получится. На равнодушие педагога он ответит равнодушием, на фальшь в его словах – своим обманом, на невнимание – неусидчивостью и плохой успеваемостью… Учитель в любой ситуации должен быть честным со своими учениками, уметь находить с ними общий язык, понимать детские проблемы и по мере возможности решать их. Он должен одинаково любить каждого своего ученика, никому не оказывая предпочтения…
В.А. Сухомлинский отмечал, что детство это важнейший период человеческой жизни. Это настоящая, яркая, самобытная и неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство ребенка, кто вел его за руку в детские годы - зависит каким человеком станет этот ребенок.
Современный педагог должен уметь выявить все самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребёнка, поощрять детей, не просто учить их предмету, а подготовить ко вступлению в новую, загадочную, самостоятельную взрослую жизнь. Будут ли детские годы запоминающимися или они равнодушно протекут мимо ребёнка – во многом, если не во всём, зависит от педагога.