Конструирование урока в начальной школе на деятельностной основе. Чиброва Светлана Николаевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ 5 г. Вольска»
Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.
Методологической основой ФГОС НОО является системно- деятельностный подход. Он создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода. Деятельностный метод отвечает необходимым требованиям, технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели, обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний.
Деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, ребенок – хозяин своей деятельности. Он: ставит цели, ставит цели, решает задачи, решает задачи, отвечает за результаты.отвечает за результаты. Что значит "деятельность"? целеустремленная система; есть обратная связь; учет психолого-возрастных и индивидуальных особенностей развития личности ребенка
1.Уроки «открытия» нового знания; 2.Уроки рефлексии; 3.Уроки общеметодологической направленности; 4.Уроки развивающего контроля
Технология деятельностного метода ) Мотивация к учебной деятельности 2) Актуализация знаний и пробное учебное действие 3) Выявление места и причины затруднения 4) Построение проекта выхода из затруднения 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8) Включение в систему знаний и повторение 9) Рефлексия учебной деятельности на уроке
* Рекомендации по проектированию этапов урока в соответствии с технологической картой. времяэтапцельтребованиярекомендации 11-2 минорганиза ционны й этап Мотивация к учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 1) создаются условия для возникновения у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). 2) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»). доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, и т.д.; беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.
25-6 мин актуализация опорных знаний готовность и осознание потребности к построению нового способа действий. (организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения) 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»), и его самостоятельное осуществление; 4) фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании. коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие в группах или фронтальное побуждающий диалог и т.д.; индивидуальные формы работы: задания для самостоятельного выполнения, математический диктант и др.; вербальная фиксация различных вариантов решения и отсутствия изученного их обоснования.
32-3 мин Этап целеполагания Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности сопоставление детьми действий с используемым способом (где?); выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?); на этой основе учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем. коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог; включение эмоционального компонента: «яркое пятно», похвала и.т.п.
мин этап открытия нового знания Построение проекта выхода из затруднения (цель, способ, план, средство), т.е построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению. учащиеся выбирают метод решения учебной задачи – свойство, понятия, алгоритм, модель и т.д. – и на его основе строят план достижения цели, выдвигают, обосновывают и проверяют гипотезы; определяют средства, используются предметные действия с моделями, схемами и пр.; новый способ действий фиксируется – вербально и знаково; учащиеся преодолевают возникшие затруднения с помощью нового способа действия. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов) коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.; использование двигательной активности, материальных и материализованных моделей.
54-5 мин этап первичного закрепления Первичное закрепление нового способа действий с проговариванием во внешней речи учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух, оформляют новые алгоритмы. коммутативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию; «цепочки», соревнования, игровые ситуации и т.п.
64-5 мин этап самостоятельн ой работы Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой, закрепление нового способа действий; рефлексия достижения цели учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий; самостоятельная проверка по алгоритму; создание ситуации успеха; допустившие ошибки выявляю их причину и исправляют ошибки. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. обучение процедуре грамотного самоконтроля; – письменная работа, небольшого объёма, узкой типовой направленности; – индивидуальная деятельность.
74-5 мин этап повторениявключение «открытия» в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными; системно включаются задания на тренировку; доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей; коррекция ошибок, подготовка к изучению следующих тем. коммуникативное взаимодействие – преимущественно в группах или парах; – возможность выбора заданий учащимися; – включение элементов проектирования.
82-3 мин этап рефлексии учебной деятельности на уроке (итог урока) Рефлексия учебной деятельности на уроке (осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания), самооценка результатов деятельности; организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке ; фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели; планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). беседа, самостоятельная работа; – обсуждение вопросов: Что нового вы узнали? Каким способом выполняли задание? Где используется этот способ? Каковы результаты? Что нужно сделать ещё? Возможно использование специальных сигналов: цвет, знак, шкала и т.д. – для обозначения степени достижения поставленной цели деятельности.
1. Выделить и сформулировать новое знание. 2. Смоделировать способ открытия нового знания. 3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания. 4. Определить необходимые ЗУНы и способы их повторения. 5. Подобрать упражнения для этапа актуализации. 6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации. 7. Смоделировать диалог или проблемную ситуацию. 8. Составить самостоятельную работу и эталон проверки. 9. Определить приёмы организации первичного закрепления. 10. Подобрать задания на этап закрепления. 11. Провести анализ урока по конспекту. 12. Внести коррективы в план-конспект.
Технологическая карта урока. Урок __________ Тема ____________ Цель ____________ Задачи: Обучающие__________ Развивающие________ Воспитывающие_______ Материально- техническое обеспечение __________
п/ п Название этапа Форма работыДеятельнос ть учителя Деятельно сть ученика Компетентност ь (УУД) 1-2 мин Организацио нный этап Беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания, доброе пожелание, высказывание и т.д. Мотивация уч-ся к учебной деятельности Проявление интереса к материалу изучения. Представлен ие собственног о опыта, высказыван ие собственных мыслей. Коммуникативная. Умение поддержать разговор на интересную тему. Социальная. Ориентировка в социуме, анализ и сопоставление личного опыта. Включение в учебный процесс.
5-6 мин Актуализац ия опорных знаний Беседа, эвристическая беседа, наблюдение, слушание, чтение, постановка опыта, самостоятельная работа. Организует повторение знаний, закрепление умений Демонстрируют знаний, умения Предметные учебные действия 2-3 мин Целеполаган ия Беседа, учебная дискуссия, недоопределенная задача, задание с недостающими данными Создает ситуацию познавательн ых противоречий. Выделяет соподчиненн ость целей. Определяет их объем. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях, связанных с поиском ОСД и личного совершенствован ия. Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу.
мин Откры тие нового знания Частично- поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса, проблемной ситуации. Дидактическая игра. Коллективные формы работы (в парах, группах). Учебная дискуссия. Практическая работа. Составление алгоритма, пооперационного состава. Моделирование. Создает проблемную ситуацию, побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Организует работу в группе. Побуждает перестраивать условия проблемной задачи и находить главные определяющие принципы ее построения. Побуждает к анализу собственных действий. Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение. Анализ проблемной ситуации, поиск решения, выдвижение и проверка гипотез, вариантов и способов. Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно- познавательной мотивации. Коммуникативная. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.
4-5 мин Первично е закреплен ие Практическая работа. Самостоятельн ая работа. Коллективные формы работы (в парах, в группах). Контрольно- оценочные действия. Составление критериев и шкалы оценивания знаний Организует самостоятел ьную, практическу ю работу, организует работу в паре, группе Самостоятельно работает по алгоритму, ориентирован на получение конкретного результата, излагает, объясняет учебный материал, составляет критерии и шкалы оценивания Умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность. Формирование самостоятельности ответственности Уверенность в своих силах, положительные отношения к себе. Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем.
4-5 мин Самостоят ельная работа Планирование учебной деятельности. Дидактичная игра. Выполнение упражнений знаний и умений во взаимосвязи с уже известными знаниями и умениями, способами действия. Выполнение поисковых, проблемных, творческих заданий. Работа с опорами –схемами, алгоритмом, моделями. Коллективно- распределеннная деятельность (работа в парах, в группах). Самостоятельная работа. Практическая работа. Индивидуальная работа. Создает ситуацию в которой необходимо проследить зависимость между меняющимис я условиями и соответствую щими результатами действия. Организация ситуации выбора в соответствии с возможностя ми, вариантность. Использует приобретенные знания в практической деятельности, решает творческие задачи. Ориентируется в информации. Самооценка. Выбор заданий соответствующего уровня. Предметная. Умение ориентироваться в содержании предмета. Информационная. Умение использовать информацию из разных источников, вычленять необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативная. Освоение способов совместной деятельности. Формирование навыков речевой деятельности. Социальная. Уточнение собственных возможностей и ограничений.
4-5 мин Повторе ние Действие по обобщению: -анализ признаков объекта; -выделение главных признаков; -объединение словом или предложением; -оформление вывода о понятии, явлении, предмета через таблицу, схему, план. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно- распределенная деятельность. Проективная деятельность. Работа с дополнительной литературой. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Предметная диагностика Выявление границ применимости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг Умение систематизировать, обобщать изученное. Соединять части в целое. Высказывать суждения по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала. Правила и культура взаимодействия. Анализирует достижение цели, описывает способ достижения ее. Анализирует личностное изменение в процессе учения.
2-3 мин Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) БеседаСоздает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения. анализирует деятельность Рефлексия способности организовать творческую работу. Способность взаимодейств ия с другими объектами окружающего мира. Рефлексия мотивации, способов деятельности общения. Прогнозирова ние.
Спасибо за внимание! Творческих успехов!